Дом и семья

Красота и здоровье

В мире животных

Декоративно-прикладное искусство

Я познаю мир

Загородная жизнь

Охота и Рыбалка



ВашеХобби.рфИнтересные факты → Изобретение и развитие фотографии


Интересные факты

Изобретение и развитие фотографии

E-mail
Рубрика: Интересные факты

изобретение фотографииЛюди издавна приглядывались к причудливой игре солнечных лучей. Замечали способность освещенных предметов изменяться в цвете и форме. И удивлялись свойству некоторых веществ чернеть на свету. Опыты с химическими соединениями подсказали идею создания светописных изображений.

В 1822 году французу Нисефору Ньепсу удалось получить на стекле, покрытом асфальтовым лаком, гелиографическую копию с гравюры папы Пия VII. Гелиография — предтеча фотографии.

Наблюдения Ньепса продолжил и развил предприимчивый компаньон — театральный художник Луи Дагер. Он проявил скрытое оптическое изображение и закрепил его на металлической посеребренной пластинке. Этот способ Дагер назвал своим именем — дагеротипией.

7 января 1839 года физик Д. Араго доложил Парижской академии наук об удивительном изобретении соотечественника. Сообщение потрясло ученых мужей. Этот день принято считать датой рождения фотографии. Через несколько месяцев 19 августа состоялось объединенное заседание Академии наук и Академии художеств, на котором Араго объяснил принцип получения дагеротипов и показал их образцы. Дагера наградили золотой медалью и пожизненной пенсией в 6 тысяч франков...

Луи Жак Манде Дагер

Луи Жак Манде Дагер (1787-1851)

Изображение на дагеротипах не поддавалось размножению. Англичанин Фокс Тэлбот устранил этот существенный недостаток. Он отделил негативный процесс от позитивного, предложив дублировать отпечатки на гибкой бумажной подложке. (Кстати сказать, в Тартуском государственном университете хранится несколько снимков, сделанных самим Тэлботом.)

В том же 1839 году петербургский академик Ю. Ф. Фрицше получил первые светописные изображения.

Основоположник русской фотографии С. Л. Левицкий (1819—1898) вспоминает: «Тогда же появилось в Петербурге много аристократов, которые выписывали так всех интересовавшую новость — дагеротипные аппараты прямо из Парижа»...

Не успела распространиться по миру весть об изобретении Дагера, как немецкая газета «Лейпцигер Анцейгер» разразилась гневным осуждением:

«Желание фиксировать беглые отображения граничит с кощунством. Бог создал человека по своему подобию, и никакой человеческий аппарат не может зафиксировать изображение подобия бога. Бог должен был бы изменить своим вечным принципам, чтобы позволить какому-то французу из Парижа бросить в мир такую дьявольскую выдумку».

Русские критики оказались снисходительнее: они милостиво согласились признать съемку неживой натуры, но тоже возражали против фотографирования людей. «Что касается до снимка портретов посредством дагеротипа,— резюмировала «Художественная газета» (1840, № 2),— то нам это кажется бесполезным».

Между тем многие стремились приобрести свой фотопортрет, стоивший дешевле написанного маслом. Одним из первых, кто решил запечатлеть себя на фото, был некто Эндрью Шанкс. Из-за слабой светочувствительности фотоматериалов экспозиция продолжалась около часа. Чтобы добровольная жертва вытерпела испытание, ее голову зажимали копфгальтером (головодержателем).

«Лицо было совсем черное, гримаса говорит о перенесенных страданиях, но глаза оставались полуоткрытыми. Видно, страдалец держался стойко»,— описывал оптик Годен дагеротипный портрет 1839 года. Мучительная процедура тотчас стала мишенью язвительных шуток.

Пожалуй, ни одно изобретение XIX века не было встречено с таким недоверием и враждебностью, как дагеротипия. Литографы и граверы усмотрели в ней соперника, грозящего лишить их заработка. А живописцы считали недопустимым создавать образы людей техническим прибором, действующим независимо от творческой воли художника.

Известный мастер политической сатиры О. Домье обрушился на светопись потоком карикатур. Особенно доставалось от него Надару (Феликсу Турнашону), рискнувшему сфотографировать Землю из корзины воздушного шара. Домье изобразил смельчака парящим с фотоаппаратом над Парижем. Свой рисунок он сопроводил подписью: «Надар поднимает фотографию на уровень высокого искусства».

Мог ли думать знаменитый карикатурист, что его ирония вскоре окажется пророчеством?

Искусство ли фотография?

В науке и технике никому не дано сказать последнего слова. Изобретение становится насущной необходимостью, если гениальная догадка совпала с назревшими потребностями времени.

Дагеротипию высмеивали и ругали, но спрос на светописные портреты неудержимо возрастал. Французская фирма «Сюсс и Жиру» монополизировала производство аппаратов Дагера. Их не успевали изготовлять. Каждому хотелось самому научиться фотографировать. О том напоминает карикатура А. Мориссе «Дагеротипомания», опубликованная в 1840 году. Изображены несметные толпы покупателей, штурмующих магазины. Обладатели аппаратов ликуют и возводят виселицы для граверов, считая, что их профессия больше не нужна. Нескольких уже повесили...

Конечно, это сатирическая гипербола. Но она отразила действительный факт массового увлечения. Подтверждение находим в статистике тех лет. По данным отдела гелиографии Парижской промышленной выставки 1849 года, в тот период ежегодно изготовлялось сто тысяч снимков.

Стеклянный глаз объектива — неподкупный свидетель. Он успел оставить поколениям достоверную память о людях, живших в сороковых годах прошлого века. До нас дошли дагеротипы, запечатлевшие облик Гоголя, Диккенса, Гарибальди.

Только один неутомимый Надар за долгую жизнь (1820—1910) сделал свыше тысячи фотопортретов. Среди них превосходный портрет Михаила Бакунина, находящийся в Центральном музее Революции. Казалось, не было знаменитого человека, которого бы он не запечатлел. Привожу некоторые его работы. Нетрудно заметить, что все они исполнены в разной манере. Этим и отличался Надар среди первых профессиональных фотомастеров.

Искусство ли фотография? Мнения разделились. Художник Э. Делакруа поспешил занести в свой «Дневник»: «...если гениальный человек воспользуется фотографией так, как следует ею пользоваться, она поднимется до недоступной нам высоты...»

Поэт Шарль Бодлер, напротив, высказал тревогу:

«Если только ей (фотографии) позволено будет захватить в свои руки область неосязаемого и воображаемого, то есть все то, что ценно только потому, что человек прибавляет к нему свою душу,— тогда горе нам».

В 1862 году двадцать пять французских художников во главе с известным живописцем Дега направили правительству манифест, в котором испрашивали защиту «против всякого уподобления фотографии искусству».

Карикатура на первые фотосъемки

Карикатура на первые фотосъемки. Обложка московского юмористического журнала «Сверчок» за 1886 год.

Однако время непререкаемо. Велика сила предрассудков, но еще сильнее соблазн увидеть себя неприкрашенным кистью угодливого ликописца. Любопытство преодолело предубеждение... Прославленный насмешник Домье, не веривший в способность фотографии стать искусством, пришел к Надару и покорно встал перед его ящиком на треножнике. Тот же суровый Бодлер, поклявшийся, что его сфотографируют только мертвым, не выдержал искуса. Он снялся в наполеоновской позе, заложив руку за борт жилета.

Упорнее других сопротивлялся Бальзак. Автора «Человеческой комедии» застигли дома. На единственном сохранившемся дагеротипе видим его в ночной сорочке, прикрывающим ладонью обнаженную волосатую грудь...

Высоко ценил изобретение Дагера Лев Толстой. За что? В воспоминаниях В. Ф. Булгакова «Л. Н. Толстой в последний год своей жизни» находим ответ: «Вечером Татьяна Львовна принесла в зал массу старых фотографий. Все смотрели. Пришел Лев Николаевич и тоже стал рассматривать их. Он говорил:

— Как интересно рассматривать старые фотографические карточки! Выясняешь себе характеры людей...».

Известная групповая фотография сотрудников «Современника» всегда висела в его кабинете. За три года до кончины Лев Николаевич занес в дневник: «Глядел на портреты знакомых писателей 1856 года, всех умерших живо представил себе...»

В 1858 году в Петербурге вышел первый русский фотографический журнал «Свет и светопись». Через шесть лет появилось еще одно издание — «Фотограф». На его страницах Флорентий Павленков (известный книгоиздатель и составитель словаря) восторженно объявил: «Фотография — священный огонь Прометея, похищенный искусством у науки».

В «Фотографе» сотрудничали такие авторы, как профессор уголовного права В. Д. Спасович и... поэт-романтик Теофиль Готье. Французский эстет напечатал в русском журнале теоретическую статью о фотоскульптуре (март 1864 г.).

Светописное изображение подкупало конкретностью, неоспоримой достоверностью сюжета. Недаром В. В. Стасов, связанный дружескими узами с передвижниками, еще в дагеротипах разглядел такие достоинства, как «строгость совершенного контура, чудную постепенность светов и теней». Он предсказал, что фотография «рано или поздно повлечет за собой великие результаты».

В том же был убежден К. А. Тимирязев, смолоду и всерьез занимавшийся фотосъемками. Серия замечательных фотопейзажей его работы украшает кабинет мемориальной квартиры ученого. Лекции Климента Аркадьевича о фотографии собирали в Политехническом музее многочисленных слушателей. Одна из них — «Фотография и чувство природы», прочитанная 18 апреля 1897 года, вышла потом отдельной брошюрой. На личном экземпляре автор четко вывел: «Нет правды без любви к природе, любви к природе — без чувства красоты. Я. Полонский».

«Фотография вполне может дать результаты, удовлетворяющие основным требованиям искусства,— писал К. А. Тимирязев.— Здесь, как и везде в искусстве, выступает вперед личный элемент. Как в картине за художником-техником виднеется художник в тесном смысле, художник-творец, так из-за безличной техники фотографа должен выступать человек...»

Климент Аркадьевич подарил свою брошюру И. И. Левитану, проявлявшему постоянный интерес к фотографии. Знаменитый живописец ответил Тимирязеву (1 февраля 1900 г.):

«Приношу Вам мою глубокую благодарность за брошюру Вашу, которую прочел с большим интересом... Ваша мысль, что фотография увеличивает сумму эстетических наслаждений, абсолютно верна, и будущность фотографии в этом смысле громадна...»

Фотография, конечно, не сразу стала самостоятельным искусством. Начав с откровенного заимствования приемов живописи, она длительный период находилась под ее влиянием. Лишь с улучшением фототехники наступила ее эмансипация. Фотохудожники доказали свое право сознательно воздействовать на фотопроцессы. С появлением сухой бромосеребряной пластинки (после 1880 года) портрет окончательно становится распространенным жанром. Его художественные достоинства — целиком результат культуры и вкуса исполнителя.

В 1908 году одиннадцать фотографических обществ России обратились в Государственную думу с ходатайством поддержать их авторские права. «Русским фотографам,— писали они,— принадлежит честь быть первыми всемирно признанными художниками, работы которых заставили признать фотографию искусством, тогда как в Западной Европе она была еще в зачаточном состоянии. (Левицкий, Карелин, Соловьев, Каррик, Дмитриев и другие)».

Коротко о двух названных.

Сергей Львович Левицкий (1819—1898) — патриарх отечественной профессиональной фотографии, известен как первый в мире фотограф, награжденный Золотой медалью. Будучи участником Парижской международной выставки 1851 года, он снискал, подобно Надару, репутацию выдающегося портретиста. На родине его сравнивали с художником И. Крамским. С. Л. Левицкий — автор одного из лучших портретов Дагера, с которым встречался в период жизни во Франции. В историю мировой фотографии Сергей Львович вошел также как художник-новатор: он первым ввел в практику съемки электрический свет и применил вспышку магния...

Максим Петрович Дмитриев (1858—1948). За ярко выраженную демократическую направленность творчества фотомастер заслужил у реакционной критики репутацию «красного». Он автор многих портретов Горького, своего земляка. В 1928 году Алексей Максимович писал о нем Нижегородскому исполкому:

«...человек этот честно проработал до 72 лет, сильно продвинул вперед технику русской фотографии, обратил на нее внимание Европы и вообще заслуживает всяческого почтения как человек, который в свое время, в 1907—8 гг. сделал немало доброго революционному движению...»

«Двойной портрет» А. И. Герцена. Фото С. Л. Левицкого

«Двойной портрет» А. И. Герцена. Фото С. Л. Левицкого.

Фотографируют писатели

Неистребимое искусство познания людей приобретается только на улицах,— говорил Эмиль Золя, совершая прогулки с фотоаппаратом. С 1897 по 1902 год им сделано несколько сот снимков. Из этих кадров позже составили короткометражный фильм «Правдивая история», который в 1964 году демонстрировался на Венском кинофестивале.

Не уступал Золя и другой французский классик — Виктор Гюго. В старом предместье Парижа, где он жил и трудился, теперь музей его имени. Там среди экспонатов находится 120 фотографий, исполненных Гюго...

Шведский писатель Август Стриндберг («великомученик индивидуализма», по определению А. В. Луначарского), также был ревностным фотолюбителем, но предпочитал направлять свой аппарат больше на самого себя. А из биографии Бернарда Шоу выясняется, что последней его публикацией явился альбом собственных фотоснимков.

Среди русских писателей страстным фотолюбителем считался Леонид Андреев. Он специализировался на съемке в цвете и экспонировал свои работы на выставках. Цветной портрет сына Вадима работы Леонида Андреева был напечатан вкладкой в журнале «Солнце России» (1912 г.).

«Писателям советую купить фотографические аппараты и научиться ими снимать»,— призывал В. Маяковский.

Советом поэта удачно воспользовался Илья Ильф. Из совместной с Е. Петровым поездки за океан он привез груду репортажных кадров о жизни «одноэтажной Америки».

Зарубежные писатели, приезжавшие в Россию, тоже оставили зримую память о нашей стране. Осенью 1920 года В. И. Ленин принял Герберта Уэллса. Покидая гостеприимную Москву, знаменитый английский писатель сделал несколько снимков советской столицы. Не этими ли снимками подсказаны в книге «Россия во мгле» такие строки:

«На улицах большое движение, сравнительно много извозчиков... Рынки открыты. Дома и мостовые в лучшем состоянии... Трамваи, которые мы видели, перевозили не пассажиров, а продукты и топливо».

Фотолюбительство обычно служило своеобразной формой отдыха писателей.

10 апреля 1892 года в письме знакомому А. П. Чехов сообщил: «У меня гостит художник Левитан, с которым я каждый день хожу на тягу... Приезжал Гиляровский, творил чудеса: ломал бревна и гарцевал без седла на моих голодных клячах». Гиляровский усадил Антона Павловича в тачку и повез. Левитан успел их сфотографировать. Об этом узнаем из того же письма: «Посылаю вам фотографию, снятую в первый день пасхи Левитаном. У меня, как видите, вышел только один глаз...»

Во многих писательских семьях были свои фотолюбители. Софья Андреевна Толстая и Мария Павловна Чехова сделали сотни снимков мужа и брата.

«Семейным фотографом» А. И. Герцена был его двоюродный брат Сергей Львович Левицкий. Он автор приводимого снимка, где стоящий Герцен смотрит на себя же сидящего. Александр Иванович подарил эту шуточную фотографию дочери Ольге с надписью: «Два папы, экзаменующие Ольгу — или совещающиеся после экзамена 10 апреля 1865 г.»...

Остается добавить, что к помощи фотографии не раз прибегали ее «конкуренты» — живописцы. На известной картине «Государственный совет» одного из персонажей — министра внутренних дел Д. С. Сипягина — И. Е. Репин написал целиком по фотопортрету.

С А. Толстая в своих записках «Моя жизнь» пишет: «Лев Николаевич с купанья шел домой босой. Репин тут же зарисовал его в таком виде и потом уже кончил портрет по фотографиям».

Н. Н. Ге при создании картины «Тайная вечеря» пользовался фотографиями знакомых. А. И. Герцен прислал ему свой фотопортрет, послуживший художнику для центральной фигуры И. Н. Крамской — автор широко известного портрета Тараса Шевченко. Он написан им также по фотографии...

Невидимое становится видимым

В XX век фотография вступила оснащенной такими новшествами, как пленочные негативы на катушках и портативные камеры для съемки с рук. Повышенная чувствительность материалов обеспечила моментальную фотосъемку.

Дальнейшее развитие получила и бытовая фотография. Съемочные павильоны профессионалов соседствовали с парикмахерскими. Возникло специальное производство фотопринадлежностей. Справочник «Весь Петербург» за 1914 год указывал адреса предприятий, изготовлявших «фотографические фоны и аксессуары». Тогда же рекламировались различные фотоавтоматы, выдававшие за гривенник ваш «молниеносный портрет»...

Прогресс оптики и химии неизмеримо расширил функции фотографии, которая стала сейчас одним из незаменимых технических средств научного исследования. В распоряжении ученых теперь скоростная и замедленная съемка, микрофотографирование, электро- и термофотография и многие другие методы, призванные раскрывать тайны строения вещества и мироздания.

...Гете взывал устами Фауста:

«— Остановись мгновенье — ты прекрасно!» «Остановить» его стало возможным сверхвысокоскоростной съемкой. Еще в 1957 году Институт химической физики Академии наук СССР создал фотоустановку, снимавшую с частотой 2,5 миллиона кадров в секунду. Изображение искрового разряда помогло понять природу молнии и тем самым правильно спроектировать грозозащиту...

Поразительные результаты дает фотосъемка в сочетании с телевизионными устройствами. В 1959 году советская межпланетная станция сфотографировала и передала на Землю изображение невидимой стороны Луны. Фотосъемка продолжалась сорок минут. Пленка тут же, на борту станции, автоматически обрабатывалась, проявлялась, фиксировалась и сушилась после промывки. Негативные изображения Луны преобразовывались в электрические сигналы и передавались на Землю...

Менделеев назвал фотографию «вторым зрением человека», а С. И. Вавилов сравнил ее по значению с книгопечатанием. Нет области знаний, где бы мы не пользовались услугами «второго зрения».

Как-то при встрече с И. М. Мечниковым, увлекавшимся фотографированием, Анатоль Франс спросил его, в чем он видит главное значение фотографии. И наш великий ученый ответил: — Если систематически закреплять аппаратом всю проходящую мимо нас жизнь, то в результате получается бесконечная полоса изображений прошлого. А чем дальше отходит прошлое, тем дороже оно делается для нас.

Знание минувшего дает понимание настоящего. При сравнении «вчера» и «сегодня» нет ничего убедительнее свидетельства хроникальной фотографии — этого чуткого сейсмографа социальных перемен. Ничто не воздействует сильнее, чем схваченная врасплох правда жизни. Ее не скрыть и не опровергнуть. Проявленный листок фотобумаги остается жить на века бесценным документом времени. Он — зрительная память истории.

Репортажный кадр — основной источник наглядной информации. Мы ежедневно встречаемся с ним на газетной полосе и на экране телевизора. И если он сделан по законам образной публицистики, то несет в себе ощутимый заряд политической, социальной, эстетической силы.

Петроград, год 1918-й. «Свет солнца и свет знаний составляют жизнь фотографа» — под таким лозунгом инициативная группа петроградских ученых во главе с академиком П. П. Лазаревым организовала первый в России и единственный в Европе «Высший институт фотографии и фототехники». Его учреждение было подтверждено декретом Совнаркома от 9 сентября 1918 года. На открытии института выступил А. В. Луначарский и сказал в заключение:

«Как каждый передовой товарищ должен иметь часы, так он должен уметь владеть фотографической камерой. И это со временем будет. В СССР будет как всеобщая грамотность вообще, так и фотографическая грамотность, в частности. И будет это гораздо скорее, чем думают скептики».

Время подтвердило предвидение первого Наркома просвещения. Уже в 1974 году каждая третья советская семья имела фотоаппарат.

Л. Волков-Ланнит.


Похожие публикации:

День взятия Бастилии
Ежегодно 14 июля французы отмечают один из самых значимых национальных праздников – День взятия Бастилии. Эта традиция существует с 1880 года, однако для жителей государства праздник давно уже утратил свое революционное значение. Во всех городах и деревнях Франции в этот день проходят веселые вечеринки, рестораны и ночные клубы едва вмещают всех желающих, а сами граждане проявляют готовность веселиться до утра. Ден...

География русской бани
Как ни странно, но бани в России, за исключением ее северо-западных районов, стали появляться относительно недавно. А до этого и в рязанских, и во Владимиро-Суздальских краях, и даже в Подмосковье широко практиковалось мытье в печи, которое, кстати говоря, и в самой Москве было распространено еще в прошлом веке. А вообще локализация разных банных традиций в России в значительной мере совпадала с зонами расселения ...

Английский астроном Уильям Гершель
Знаменитый английский астроном Уильям Гершель (Фридрих Вильгельм Гершель) вошел в историю как первооткрыватель планеты Уран. Но по профессии он был музыкантом. Гершель родился в 1738 году в Ганновере (Германия). Музыке его обучил, вероятно, старший брат, который был органистом в церкви. Семья перебралась в Лондон, и Гершель стал музыкантом в королевской гвардии. В возрасте семнадцати лет юноше впервые представилась в...

Золотые монеты Цезаря
Государство древних римлян приступило к чеканке золотых монет довольно поздно. Во времена Республики выпуск золотых монет носил случайный характер и выпускалось их немного. Массовые их эмиссии начались со времени правления Цезаря. Кроме надписи CAESAR, на этих монетах отчеканены цифры LII. Предполагается, что так мог указываться возраст Цезаря. Так как год рождения Цезаря спорен, то и датировать точно выпуск этих мон...

История герба Российской империи
Официальное описание российского государственного герба, просуществовавшего до 1917 года и канувшего в Лету с падением самодержавия, законодательно было оформлено в 1667 году царем Алексеем Михайловичем. Однако в общих чертах создание этого атрибута власти происходило и практически завершилось уже в XV веке, в период образования централизованного Русского государства. Сохранилась грамота 1497 года великого князя ...

 
Поделиться ссылкой:

Мы в социальных сетях: vk
✉ написать нам

© 2010-2024 «Портал интересных увлечений». При копировании материалов ссылка на портал ВашеХобби.рф обязательна!
Данная информация не должна пониматься как инструкция. Имеются противопоказания. Перед применением обратитесь к квалифицированному специалисту.