Дом и семья

Красота и здоровье

В мире животных

Декоративно-прикладное искусство

Я познаю мир

Загородная жизнь

Охота и Рыбалка



ВашеХобби.рфСтраны и народы → Этруски. Загадка происхождения


Страны и народы

Этруски. Загадка происхождения

Рубрика: Страны и народы

ЭтрускиГоворя о наследии, которое воспринял современный мир от классической культуры Греции и Рима, мы не должны забывать о вкладе, сделанном этрусками. В VII и VI веках до н. э., за полтысячелетия до возвышения Рима, этот предприимчивый и трудолюбивый народ сумел подчинить своему влиянию почти весь Апеннинский полуостров. Этруски более столетия правили Римом, современная Болонья стоит на месте Фельсины, дальней северной столицы этрусков. В искусстве обработки металлов этруски не знали себе равных в центральном Средиземноморье. Их шахты и кузницы снабжали флот и армию всем необходимым для ведения захватнических войн. Торговля металлами и металлическими изделиями, которые пользовались не меньшим спросом, чем товары широкого потребления, позволила этрускам установить прочные торговые и культурные связи со всеми средиземноморскими городами от Афин до Карфагена.

Используя в качестве материала терракоту и металл, создавая фрески и скульптуры, этрусские художники развивали свой собственный, исполненный живости стиль, характерную манеру передачи линий и форм, часто причудливую по колориту, которая отражала их личное восприятие природы, полной движения, жизни.

Их традиции оказали немалое влияние на искусство Рима, и они во многих отношениях более близки к современным направлениям искусства, нежели спокойная, высшая гармония греческого классицизма.

История Этрурии лежит в главном русле истории Запада, какая-то часть этрусского духа унаследована и нами.

Однако самый первый вопрос, связанный с этрусками: кто они? На этот вопрос не могли ответить даже римляне, когда они начали создавать письменную историю после того, как завоевали Апеннинский полуостров. Этрусский язык совершенно не похож ни на один из языков, которые были известны римлянам, хотя он записывался с помощью фонетического алфавита греков.

Пытаясь решить загадку происхождения этрусков, древние историки выдвинули две теории происхождения этрусков. Одна школа, основателем которой был отец истории Геродот, считала, что этруски приплыли по морю из Лидии (Малой Азии) и обосновались на западном берегу Тосканы в ХIII веке до н. э. С другой стороны, Дионисий Галикарнасский, который жил во времена Августа Цезаря, утверждал, что этруски были уроженцами Тосканы, предки которых поселились там задолго до того, как греки и финикийцы начали колонизировать отдаленные районы средиземноморского побережья. Мнения ученых, заново исследовавших те же тексты, которые были и в распоряжении древних историков, делятся примерно так же.

Этруски, уделявшие исключительно большое внимание умершим, оставили в подземельях богатые свидетельства своей жизни на земле. Подобно египтянам, этруски уходили в потусторонний мир с знакомыми и милыми сердцу предметами или же их изображениями.

По сравнению с колоссальным богатством некрополей остатки этрусских городов мало что дают археологам. Даже во времена своего наивысшего расцвета этруски строили дома либо сплошь из дерева, либо со стенами из глины, Они использовали дерево для сооружения надстроек своих храмов и общественных зданий, возводившихся на каменных фундаментах. Этот недолговечный материал, разумеется, совершенно разрушился, и внешность этрусских зданий воссоздавалась в основном по погребальным урнам, которые выполнялись в виде моделей домов и замков. Кроме того, там, где были когда-то большие этрусские города, сейчас, как правило, стоят города современные. И в ходе земляных работ при постройке новых зданий были уничтожены почти все следы трудов основателей древних городов. Этруски неизменно строили свои города на удобных для обороны холмах и обрывистых плато. Современные города, стоящие на их месте, и до сих пор имеют вид неприступных бастионов, возвышающихся над окрестностями.

В свое время этруски пользовались заслуженной известностью как архитекторы и строители. Римляне приписывают им изобретение упорядоченною планирования городов, водосточных и канализационных систем и наиболее распространенной конструкции римского жилого здания с крытым двориком в центре дома. Именно этруски первыми построили центральный канализационный коллектор Рима — Клоака Максима; хотя они не знали ни известкового раствора, ни цемента, они мастерски возводили арки и склепы и могли строить из сухого камня такие сооружения, которые нельзя было построить, пользуясь греческой манерой прямолинейной кладки. Порта дель Арно в Вольтерре, Ворота Марция и Августа в Перудже, массивные стены, которые очерчивают контуры этрусских городов, располагавшихся на холмах, высятся и поныне как памятники искусства этрусков. Все это убедительно говорит в пользу тезиса, столь красноречиво выдвинутого в гравюрах Джамбаттиста Пираньези (XVIII век), который считал, что этруски оказали глубокое влияние на тот архитектурный стиль, который мы называем романским.

Однако, чтобы представить себе жизнь в этрусских городах, мы должны обратиться к некрополям. На обширной территории Южной Этрурии от Рима до Орвиетто и Чиузи под поверхностью почвы залегает вулканический туф, мягкий, легко поддающийся обработке камень. В этих местах этруски высекали свои гробницы прямо в скалах. Собственно гробница состоит из одной-двух погребальных камер, к которым, как правило; ведет длинный коридор. Внутри этих камер этруски воспроизводили с любовной тщательностью дом или дворец умершего. В Северной Этрурии, где геологические условия не благоприятствовали сооружениям такого типа, гробницы строились из блоков песчаника или травертино. Часто этруски насыпали над гробницами могильные курганы из земли или складывали высокие каменные пирамиды. Следует заметить, что такие же каменные гробницы, неизвестные в других европейских странах, были найдены в отдаленных районах Лидии и соседней с нею Фригии. Это обстоятельство говорит в пользу предположения о том, что этруски пришли из Малой Азии.

К сожалению, грабители, занимавшиеся взломом гробниц на протяжении столетий, оставили нетронутыми лишь немногие из гробниц. Дальнейший ущерб был нанесен науке любителями древностей в годы «этрускомании», в конце XVIII — начале XIX века. Разорение гробниц, совершавшееся в то время, обогатило музеи мира.

Гробницы — эта надежная защита от разрушительного действия времени (хотя и не от рук человека) — открыли нам гораздо более полное собрание образцов этрусского искусства во всех его формах по сравнению с любой другой древнеевропейской культурой. Если не считать фресок Помпеи и Геркуланума, то только этрусские фрески дают нам возможность познакомиться с техническими приемами живописи времен классической цивилизации. Эти фрески сохранились в Южной Этрурии, где гробницы высекались прямо в скалах. Фрески оставались нетронутыми, по крайней мере до вскрытия гробниц, и лишь после этого начинали разрушаться. К счастью, есть возможность снимать живописные изображения со стен и переносить их для сохранения в музеи.

Этрусский художник пользовался приятными для глаза, простыми минеральными красками, которые он наносил на свежий слой штукатурки, покрывавшей каменную стену. Располагая для росписи большой цельной поверхностью, художник стремился создавать сложные живописные композиции. Но его цель всегда ясна. Заточенные навечно в гробницах, его картины должны были напоминать умершему о радостях жизни. На одних изображались те занятия умершего, которые он намеревался продолжить и в потустороннем мире. На других были сцены пиршеств и празднеств. По замыслу художника, картины должны были дать умершему вечное наслаждение (по остроумному выражению бельгийского ученого Франца Кумона: «дух обеда может кормить видом пищи»). Когда же для Этрурии настали трудные времена, погребальные фрески приобрели более мрачный характер: черты лица умершего, прежде спокойные, стали выражать беспокойство, почти душевные муки.

Этрусские скульпторы предпочитали работать с глиной или с бронзой, но не с камнем. Они любили барельефы и создавали изумительно живые фигуры, обрамленные элегантными узорами. Однако вершиной их искусства был портрет. Искусство скульптурного портрета имело глубокое значение в похоронном ритуале: оно предоставляло возможность изготовить точное изображение умершего, призванное помочь ему в потусторонней жизни. Часто в VII веке до н. э. портрет умершего служил крышкой для урны с прахом. Искусство скульптурного портрета достигло вершины в последние века этрусской цивилизации, когда характерное для этрусков чутье к деталям, к индивидуальностям нашло свое наиболее полное выражение.

Кроме сокровищ гробниц, время пощадило и несколько скульптур, сделанных для публичного обозрения.

Интерес общественности к этрусскому искусству начал возрастать с 1955 года, когда обширная коллекция, собранная из нескольких музеев, совершила путешествие по Европе. Делая какие бы то ни было обобщения по поводу этрусского искусства, нужно помнить: это искусство создавалось па протяжении шести столетий людьми, работавшими во многих этрусских городах, слабо связанных друг с другом. Естественно, что оно развивалось неравномерно. Эллинское искусство служило этрускам источником постоянного вдохновения. Однако, несмотря на тесную связь, греческий и этрусский темпераменты в искусстве остались непохожими друг на друга.

В ранние периоды своей истории этруски создавали смелые, правдивые произведения искусства, которые часто выглядят вполне современно. Много позже, в III в. до н. э., когда в эллинском искусстве развилось стремление к яркости и драматизму, Этрурия без труда усвоила это направление, потому что оно соответствовало темпераменту этрусских художников. Этот период также был отмечен созданием подлинных шедевров.

Более важное историческое значение имело, пожалуй, продвижение этрусков на юг. Оно привело этрусков в Рим. То влияние, которое они оказали на Рим, и оставило наиболее существенный след в истории. Захват Рима этрусками обычно датируется 616 годом до н. э., когда первый этрусский царь, Тарквиний-старший, пришел к власти, а конец их владычества — 510 годом до н. э., когда Люций Юний Брут поднял восстание, в результате которого последний из Тарквиниев был изгнан из Рима. В действительности же период господства этрусков в Риме продолжался на треть столетия дольше.

Этруски
(Фото: wikimedia.org)

Археологические исследования показали, что на протяжении этого времени и многие годы в последствии Рим выглядел как этрусский город с окружающими его мощными стенами и многочисленными храмами, украшенными этрусскими художниками. От Тарквиниев (они выбрали своим именем название своего родного города) в традиции Рима перешли их символы верховной власти: фасции, золотая корона, золотые кольца и курульное кресло. Храм на Капитолийском холме, который был посвящен триаде богов, так и остался главным храмом Рима.

В годы своего господства этруски энергично и умело эксплуатировали запасы полезных ископаемых. О масштабах их металлургических предприятий можно судить хотя бы по тому факту, что оставшиеся после них шлаковые отвалы очень велики. Их искусство обработки металлов позволяло изготовлять все виды орудий, инструментов и утвари для обработки полей, для облегчения и украшения домашнего быта. В Кампанье и в долине реки По этруски разбивали на аккуратные квадраты участки земли, предназначенные для возделывания.

Во все времена образ правления государством у этрусков был достаточно свободный. Их города, так же как у греков и финикийцев, были объединены в федерацию общностью языка, культуры и религии. Безусловно, жители этих городов чувствовали, что они принадлежат к одному пароду. Каждый год делегаты городов собирались на ассамблею федерации в святилище бога Волтумна близ озера Больсена. Союз этрусских городов, однако, имел в основном религиозную основу, и ярко выраженная самодеятельность различных городов затрудняла определение единой политической и военной линии поведения.

Кумское сражение в 474 году до н. э., охарактеризованное Пиндором как победа эллинов над варварами Запада, было поворотным пунктом в истории этрусков. На протяжении следующих двух столетий набиравший силу Рим отрезал южные провинции от Тосканы, а кельты, нахлынувшие через Альпы из Богемии и долины реки Данубе, наводнили северные провинции. Кампанья была окончательно завоевана горными племенами самнитов после падения Капуи в 423 году до н. э. К 350 году до н. э., после падения Фельсины и возникновения Цизальпинской Галии, от владычества этрусков на севере остались одни воспоминания. Тем временем римляне начали постепенно «разъедать» Тоскану. Последний бастион этрусков — Вольсиния (современная Болсена) пал в 265 году до н. э., и многолетняя борьба пришла к концу.

Хотя теперь на земле этрусков господствовали римские законы и обычаи, но старая культура и традиции существовали еще длительное время. Мастерские, в которых создавались произведения этрусского искусства, действовали до 1 века до н. э. Такие города, как Перуджа, далее имели периоды высокого экономического процветадия. Однако гражданские войны римлян, особенно борьба за власть между Марием и Суллой (перед приходом Цезаря), опустошили страну. Впоследствии Тоскана совсем латинизировалась. Во времена Римской империи только Фанум Вольтумие — ежегодное религиозное собрание — оставалось символом безвозвратно минувшего прошлого.

Этрусский язык

На этрусском языке говорили и писали жители Апеннинского полуострова до конца эпохи язычества, и на нем говорили образованные люди до тех пор, пока его не вытеснила из употребления христианская римская цивилизация.

До наших дней сохранилось около 10 000 текстов. Как правило, они немногословны и стандартны: это эпитафии, в которых указываются имя и фамилия покойного, имя его отца, матери, иногда возраст покойного. Реже в текстах встречается упоминание о положении, которое занимал покойный. Многие надписи на предметах, посвященных тому или иному богу, представляют собой формулы жертвоприношения или посвящения, но эти фразы тоже кратки и стереотипны. Лишь несколько надписей — одна высечена на каменной колонне, найденной в Перудже, а другая — на плите, найденной в Капуе,— содержат примерно по сотне слов.

Этрусская пара
(Этрусская пара (Лувр). Фото: en.wikipedia.org)

Единственным сохранившимся памятником этрусской литературы является так называемая «Загребская Книга», сделанная из полотна, на котором записан ритуальный текст с перечислением, какие жертвоприношения и дары нужно приносить богам в различные дни года. У этой книги очень интересная история. Во времена Римской империи она находилась в египетском городе Александрии. Ее разобрали на лоскутки и обернули ими мумию женщины. Что собой представляют покровы мумии, выяснилось только в средине XIX века, когда мумию тщательно исследовали в археологическом музее города Загреба, где она мирно покоилась как редкий, драгоценный памятник культуры Древнего Египта.

Имеются еще переводы значений этрусских слов, которые встречаются в латинских и греческих текстах. Эти сведения довольно скудны. Несколько фраз удалось, по крайней мере частично, истолковать путем сравнения с латинскими или умбрийскими текстами, имеющими отношение к тому же самому ритуалу. В остальном обычные инструменты лингвистического исследования оказываются бесполезными. Лингвистическая изоляция этрусков привела к неудаче и недавние попытки расшифровать этрусский язык путем сравнения его с другим языком, таким, как санскрит, греческий, латинский или семитический язык, или таким особняком стоящим языком, как язык басков.

Велики пробелы в семантике этрусского языка, в отыскании значения его слов. Определенные значения можно приписать лишь небольшому числу известных корней.

Рэймонд Блох. По материалам журнала Наука и Жизнь, 1965 год.

См. также:


Похожие публикации:

Где жили Вятичи?
Вятичи — древнерусское племя, прямые предки современных жителей средней России — обитали главным образом в бассейне Оки. Верхнее течение Дона в ареал их обитания не включали — не было оснований. Но вот Верхнедонская археологическая экспедиция Государственного исторического музея, постоянно работающая в районе знаменитого Куликова поля, раскрыла кладбище XIII века у деревни Бутырки, что в Тульской области. Изучение па...

Об этрусках
Италия в начале железного века отличалась исключительной этнической пестротой. Сохранились сведения о десятках народностей, которые сталкивались и перемешивались на полуострове как в гигантском котле. Среди них древние авторы выделяли народ, который греками назывался «тирренами», римлянами — «этрусками» или «тусками», сам же себя он называл «расенэ». В то время как Рим представлял еще небольшое государство в излучине...

Народ айны
Народ айны по численности очень небольшой (около 20 тысяч человек), живет на севере японского острова Хоккайдо. Остров этот гористый — складчато-глыбовые горы средней высоты. Здесь проходит и цепь вулканических гор, среди которых есть действующие вулканы. Более половины острова покрыто лесами: на севере — хвойными, на юге — широколиственными. Восточное побережье острова омывается холодным Курильским течением (Ояс...

 
Поделиться ссылкой:

Мы в социальных сетях: vk facebook facebook
✉ написать нам

© 2010-2019 «Портал интересных увлечений». При копировании материалов ссылка на портал ВашеХобби.рф обязательна!
Данная информация не должна пониматься как инструкция. Имеются противопоказания. Перед применением обратитесь к квалифицированному специалисту.