Дом и семья

Красота и здоровье

В мире животных

Декоративно-прикладное искусство

Я познаю мир

Загородная жизнь

Охота и Рыбалка



ВашеХобби.рфМузеи мира → Версаль: великое наследие эпохи королей


Музеи мира

Версаль: великое наследие эпохи королей

Рубрика: Музеи мира

Версаль

Версаль, величественный памятник архитектуры XVII века, безо всякого преувеличения можно отнести к главным достопримечательностям Франции. В стране давно не правят монархи, но этот дворцово-парковый комплекс, раскинувшийся в 13 км юго-западнее Парижа – словно отдельное королевство.

Он и сейчас покоряет своей красотой и великолепием. Это и не удивительно: больше ста лет, с 1682 по 1789 годы, Версаль был ведущей резиденцией французских монархов, многие из которых благодаря романам Дюма хорошо известны и в России. Сегодня он имеет статус национального музея и объявлен ЮНЕСКО частью мирового культурного наследия.

Как начинался Версаль

Земли, на которых раскинулся Версаль, поначалу не были собственностью французских самодержцев. Ими, начиная с XIV века, владел некий Жан де Суази. Потом их выкупил Людовик XIII Бурбон. По его приказу в 1623 году здесь был возведен охотничий замок, с которого начинается история собственно Версальского дворца. Размеры замка были весьма скромными – 24 на 6 м. Позже, в 1632 году, королевский двор приобрел Версальское поместье, принадлежавшее Парижскому архиепископу. Благодаря новой покупке территория замка была перестроена и расширена (архитектор – Ф. Леруа).

После смерти короля на трон взошел его сын Людовик XIV, которому принадлежит знаменитая фраза «Государство – это я!». Переживший вместе со своей матерью Анной Австрийской смутные времена Фронды, он опасался оставаться в Лувре. Поэтому своей постоянной резиденцией решил сделать Версаль. По его указанию архитекторы Шарль Лебрен и Андре Ленотр реконструировали и расширили дворец в духе классицизма. «Король-солнце» уделял своей загородной резиденции большое внимание. Так, на фасаде дворца (со стороны сада) была оборудована галерея, которая и сегодня завораживает взор каждого, кто видит эти картины, великолепные зеркала и колонны. Ее так и называют «Галерея Людовика XIV» или «Зеркальная галерея».

Зеркальная галере

Версаль обязан Его Величеству также своей Королевской оперой, а также дворцовой часовней и Галереей битв.

В 1715 году король умирает. Трон наследует сын, Людовик XV. Но его двор не задерживается здесь и переезжает в Париж. Впрочем, в 1722 году новый правитель Франции решает вернуться в Версаль. В его бытность наконец-то завершается сооружение «Салона Геркулеса», начатого еще при жизни отца. Еще одним ощутимым вкладом пятнадцатого из Бурбонов в эволюцию Версаля стали так называемые Малые апартаменты короля, что на втором и на третьем этаже. При нем на первом этаже резиденции появились Покои Мадам и Покои Дофина. Но самой большой заслугой Людовика XV историки считают завершение строительства дворца Малый Трианон и Зала оперы.

В «раннем» Версале в большие королевские апартаменты вела так называемая Лестница послов – единственный, так сказать, церемониальный путь. Но при Людовике XV она была разрушена. Однако этот поступок не вменяется монарху в вину. Наоборот, в результате появились шикарные апартаменты для дочерей Его Величества.

Что касается прилегающего парка, то здесь король инициировал завершение работ по сооружению «Бассейна Нептуна».

фонтан Нептун

В последние годы своего правления он, прислушавшись к совету одного из архитекторов, дал добро на реконструкцию внутренних дворцовых фасадов. Но работы не были завершены. Они продолжались уже во времена Людовика XVI. Последняя точка в этом «фасадном» проекте была поставлена только в ХХ столетии.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • Первое упоминание о Версале относится к середине XI века. В XVI веке в этих местах любил охотиться король Генрих IV (1553–1610). Ныне это пригород Парижа, популярнейшее место «паломничества» туристов со всего мира.
  • Официальной резиденцией Людовика XIV Версаль стал только в 1666 году. Архитекторы, принимавшие участие в реконструкции дворца, имели и другие звания. Шарль Лебрен был титулован как первый королевский живописец, а Андре Ленотр – как первый садовник короля. Первым же архитектором короля официально звался только Луи Лево.
  • Версаль занимает территорию более 800 гектаров. До возведения сверкающего дворца здесь была болотистая местность. Здесь проживало 6000 королевских придворных. 100 га занимают сады, аллеи, клумбы, искусственные озера и, конечно, знаменитые фонтаны.
  • Французский Версаль стал прототипом российского Петергофа. Император Петр I, побывав во Франции, с большим интересом изучил, как устроены дворец и парки, что вдохновило его на возведение этого города, ставшего впоследствии крупным центром к западу от Санкт-Петербурга.
  • На возведение Версальского дворца было затрачено 25 миллионов ливров. Эта сумма эквивалентна 259,56 миллиардам евро. На строительстве было задействовано порядка 30 тысяч рабочих.

Что можно посмотреть во дворце?

Если Париж был официальной столицей абсолютистской Франции, то Версальский дворец – политической, сердцем государства, символизируя собой ничем не ограниченную власть короля. Даже далекий от истории и политики человек, побывав здесь, не может не прочувствовать в идеально рассчитанной и четко, словно по линейке, расчерченной архитектуре дворцового комплекса дух этого абсолютизма.

Возьмем даже роскошь больших залов и спален. Шарль Лебрен, выполняя указания «короля-солнца», оформил их с пышной роскошью. Стены апартаментов, их потолки, буквально каждый уголок свидетельствуют: Людовик XIV не скупился на эту самую роскошь. Здесь можно увидеть покрытия из дерева и мрамора, украшенные детальной резьбой. Взору предстают множество картин и фресок, скульптур и украшений из тонированного стекла, а также шелковые ковры, бархатные драпировки, предметы интерьера из золоченой бронзы.

Зачинатель Версаля настолько упивался своей абсолютной властью, что хотел видеть в своем дворце воплощение собственного почти божественного положения. Поэтому многие дворцовые салоны носили имена древнегреческих божеств – например, Геракла и Меркурия. А вот зал имени бога солнца Аполлона Людовик XIV избрал в качестве тронного. Совпадение или нет, но во Франции его так и называли – король-солнце.

Отдельно следует сказать о Зеркальном зале Версаля. Стена длиной 70 метров вмещает в себя 17 ну просто огромных зеркал, между которыми установлены позолоченные скульптуры-светильники. Что интересно, в те времена зеркал в сегодняшнем понимании еще не было – в качестве отражающей поверхности использовали тщательно полируемую для этих целей латунь или какой-нибудь подходящий металл. Тогдашний суперинтендант финансов Кольбер для сооружения Зеркального зала специально пригласил мастеров из Венеции. И они, как можно убедиться даже сегодня, со своей задачей успешно справились.

Есть в дворцовом комплексе бело-золотистая часовня, выполненная в стиле барокко. Она знаменита тем, что именно здесь в 1770 году связали себя узами Гименея Его Величество Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. Широкую известность имеют и такие достопримечательности Версальского дворца как опера, театр и библиотеки. О театре следует сказать особо: его огромный овальный зал освещали 10 тысяч свечей.

Королевский дворец, о котором рассказано выше, не единственный в Версале. Французские суверены имели в своем распоряжении еще два, но поменьше размерами. Эти дворцы располагаются на противоположной стороне сада и называются Большой Трианон и Малый Трианон. Людовик XIV не случайно назвал их так: «Трианон» переводится как место для тихого и уединенного времяпровождения, где можно побыть самим собой, почувствовать себя свободным от придворного этикета.

В Большом Трианоне король, например, обедал один. В смысле за столом сидел один. Однако его окружали сотни придворных. Пищу он принимал в строгом соответствии с протоколом. Здесь проходили постоянные банкеты, и чтобы их обслуживать оборудовали кухню, где работали 2000 работников. А вот Малый Трианон являл собой любовное гнездышко, построенное Людовиком для музы своего сердца мадам дю Барри. Возможности Малого Трианона как места, где можно спрятаться от царившего в главном дворце угнетающего формализма, оценила в свое время и королева Мария-Антуанетта.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • После смерти кардинала Мазарини Версальский дворец… стал казаться менее величественным. Это своеобразное обстоятельство стало основным мотивом к реконструкции, которую доверили архитектору Ж. Мансару. Он еще больше расширил дворец: были пристроены два крыла по 500 м каждое. Этот же зодчий – создатель знаменитой Зеркальной галереи.
  • В Версале в бытность Марии-Антуанетты была построена небольшая деревенька. Она, имевшая даже нестоящую молочную ферму, использовалась королевой для развлечений. В деревеньке наличествовали покрытые соломой небольшие домики, были водяная мельница и даже искусственные озера. Весь этот интерьер отражал субъективные представления монархини об образе жизни крестьян.
  • В 1789 году в Версале работало Учредительное собрание. Именно на одном из его заседаний была провозглашена Декларация прав человека и гражданина.
  • Подписание Версальский договор состоялось в 1919 году в Зеркальном зале. Того самого знаменитого договора, согласно которому решилась судьба проигравшей первую мировую войну Германии и всей послевоенной Европы.

Садово-парковый ансамбль Версаля

Идея придать персоне французского короля как символа абсолютной власти высшую степень величия и грандиозности нашла свое отражение и в процессе становления и обустройства садово-паркового ансамбля Версаля. Поэтому архитектором А. Ленотром аллеи парка были спланированы таким образом, что визуально походили на расходившиеся от центра солнечные лучи. Появилась здесь и собственная система каналов, которую называли не иначе как «маленькая Венеция». Самый большой из них, имеющий длину более полутора километров – это как бы центральная ось парка. Он спроектирован таким образом, что солнце при закате красиво отражается на водной глади.

Вообще, и парк, и все версальские сады являются исключительным образцом гениального по своему воплощению ландшафтного дизайна. Но не стоит удивляться, когда знаешь, что руководил всеми работами, в которых были задействованы сотни и тысячи рабочих, сам гениальный архитектор и дизайнер Ленотр. Деревья в парке аккуратно подстрижены, за клумбами велся и ведется тщательный уход. Здесь множество дорожек. Оборудованы искусственные водоемы (пруды и озера). Когда строительство паркового комплекса Версаля было завершено, королевская резиденция насчитывала – вдумайтесь! – 1400 фонтанов. Но наиболее среди них известна, конечно же, «Колесница Аполлона», считающаяся памятником во славу одного из самых могущественных монархов Франции – Людовика XIV.

По обе стороны аллей располагаются великолепные рощи. Кажется, они и сегодня хранят память о королях и их придворных, которые весело любили проводить здесь время. Вдоль дорожек стоят величественные статуи из бронзы и мрамора. А вот что касается судьбы более 3 тысяч деревцев и кустарников, высаженных в кадки, то с наступлением холодов их бережно переносили в Версальскую оранжерею, о которой следует сказать отдельно. Расположившаяся под так называемым Южным партером, оранжерея имеет протяженность 156 метров, в ширину – 21 метр. Сводчатый потолок, сооруженный без использования цементного раствора, расположен на высоте 13 метров. Нижний партер соприкасается с оранжереей с южной стороны, а за балюстрадой раскинулся знаменитый Швейцарский бассейн.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • Сейчас на территории дворцово-паркового ансамбля произрастает порядка 350 тысяч деревьев. Версальские парки, когда эпоха Людовика XIV была в самом расцвете, охватывали ну просто грандиозную площадь – 8300 гектаров.
  • Главный проход в Версальскую оранжерею украшает статуя самого короля-солнца. Мраморный Людовик XIV создан в 1683 году Мартеном Дежарденом. Когда была отлита бронзовая копия изваяния, эту, что из мрамора, подарили монарху.
  • Версальская оранжерея на своем веку успела побыть и театром, и тюрьмой. В конце 70-х годов XVIII века здесь ставила свои постановки любительская труппа Марии-Антуанетты, а вот в 1871 году в оранжерее содержали заключенных. Их впоследствии казнили, так как понадобилось освободить оранжерею под цитрусовые деревья.
  • Сегодня сады Версаля – это отдельное юридическое лицо министерства культуры Франции. Будучи составной частью дворцово-паркового ансамбля, они сами являются одним из самых посещаемых в стране достопримечательностей. По статистике каждый год сюда приезжает более 6 млн. посетителей.

Читайте также: Путешествия по Франции


Похожие публикации:

Музей баварских королей: по следам Виттельсбахов
Приблизительно в четырех километрах от баварского города Фюссен (нем. Füßen), у подножия замков Нойшванштайн и Хоэншвангау, посетители Музея баварских королей могут погрузиться в мир династии Виттельсбахов. Постоянная экспозиция музея посвящена не только «сказочному королю» Людвигу II и мифам о нем. ...

Мышкинский народный музей. Музей Мыши
В России находится единственный и знаменитый во всём мире музей Мыши. Расположен он в городе с одноимённым названием Мышкин, что в Ярославской области. Символ города, увековеченный на старинном гербе – Мышка, и ей в музее посвящено более пяти тысячи экспонатов. Музей уникален тем, что занесён в книгу «Диво» - это аналог Книги рекордов Гиннеса. ...

 
Поделиться ссылкой:

Мы в социальных сетях: vk
✉ написать нам

© 2010-2024 «Портал интересных увлечений». При копировании материалов ссылка на портал ВашеХобби.рф обязательна!
Данная информация не должна пониматься как инструкция. Имеются противопоказания. Перед применением обратитесь к квалифицированному специалисту.