Дом и семья

Красота и здоровье

В мире животных

Декоративно-прикладное искусство

Я познаю мир

Загородная жизнь

Охота и Рыбалка



ВашеХобби.рфЛюбознательным на заметку → Праздник Пасхи Христовой: история, богослужение, обычаи


Любознательным на заметку

Праздник Пасхи Христовой: история, богослужение, обычаи

Рубрика: Любознательным на заметку

ПасхаПришла, наконец, красавица-весна, и Вербное воскресенье одарило нас веточками вербы с трогательными пушистыми шишечками. Каждый вдруг осознает, что совсем не за горами долгожданный и один из самых значимых для христиан Праздник Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Какие же образы рождает в сознании нашем это знакомое каждому слово?

Разумеется, каждый прежде всего ответит: «Конечно же, Крестный ход, когда темный купол ночного неба словно озаряется огоньками тысяч горящих свечей в руках верующих!».

Любимы всеми и традиционные взаимные приветствия: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!», когда любой парень может поцеловать приглянувшуюся ему девушку.

Пасха – это и изобилие домашнего стола, уставленного с детства знакомыми освященными накануне в церкви кушаньями – румяными куличами с изюмом, затейливо расписанными яйцами, источающими аромат ванили пасхами из творога.

Конечно, все это - лишь наружная праздничная атрибутика. Но почему день Светлого Воскресения Христова назван древнееврейским словом «Пасха», обозначающим название установленного еще за тринадцать столетий до Рождества Христа ветхозаветного иудейского праздника? Существует ли взаимосвязь между Пасхой христианской и еврейской? Почему Спаситель человечества, от дня Рождения которого нами отсчитывается Новая эра, должен был обязательно умереть считающейся позорной смертью на кресте и затем воскреснуть?

Прообраз: Земная Пасха

Перелистывая библейскую книгу «Исход», мы поражаемся величию описанных в ней эпических событий, в память коих и установлен этот главнейший праздник в еврейском календаре. «Исход» повествует о периоде продолжавшегося в течение четырех столетий египетского рабства еврейского народа под игом безжалостно угнетающих его жестоких правителей-фараонов, а также о его чудесном, хотя и драматическом освобождении. Иудейский пророк Моисей, дабы смягчить гнев жестокосердного фараона, не желавшего освобождать евреев из многовекового рабства, безрезультатно подверг свой народ девяти «казням египетским», и лишь десятая возымела, наконец, желаемое действие. Этой десятой казнью египетской стало поражение божественными силами детей-первенцев, которое и повлекло за собой исход из рабства.

Ночью, в преддверии начала исхода, израильтянами совершается первая пасхальная трапеза. Глава каждой из семей, принеся в жертву Богу агнца (ягненка или козленка) годовалого возраста, помазует дверные косяки его свежей кровью. После этого мясо животного запекают на огне и съедают.

Исход евреев из Египта, совершившийся в полнолуние, в ночь с 14 на 15 числа весеннего месяца нисана во второй половине XIII века до Рождества Христова – важнейшее событие ветхозаветной истории. А совпавшая с этим долгожданным избавлением Пасха, символизируя воспоминание об этом величайшем событии, стала главным праздником иудеев, отмечаемым ежегодно. Само же по себе понятие «Пасха» (в переводе с евр. пéсах – «пощада») отображает тот драматичный эпизод, когда Ангел, поражающий Египет глубокой ночью, завидев на дверях домов евреев кровь агнца пасхального, щадил израильских первенцев.

Ночь Исхода – начало самостоятельной истории еврейского народа, как бы его второе рождение. Окончательно же миссию спасения мира и победы над рабством духовным предстояло совершить происходящему из рода царя Давида Божьему Помазаннику – Мессии (слово Мессия звучит по-гречески как Христос).

Небесная Пасха

Мессия-Христос, который был послан людям во имя их избавления от рабства, но уже не земного, а духовного, принимает участие в праздновании иудейской Пасхи и, воплощая заложенный в ней Божественный замысел, тем самым ее отменяет, упраздняет. Старый (Ветхий) Завет сменяется Новым Заветом, появлением которого ознаменовано начало Новой эры и нового летосчисления от Рождества Христова. Именно глубочайшей взаимосвязью между Пасхой ветхозаветной и Пасхой новозаветной, их обоюдным воплощением в образе Иисуса Христа объясняется то, что торжество Воскресения Господня сохраняет одновременно также ветхозаветное наименование Пасха.

Пасха

Апостол Павел говорит: «Наша Пасха – это Христос, принесенный в жертву». Так в новой, христианской Пасхе окончательно завершается Божественный замысел, согласно которому падшему человеку даруется спасение в виде возвращения ему его изначального, «райского» достоинства. В противовес Ветхой Пасхе, которая символизирует лишь кратковременное спасение земной жизни иудейских первенцев, Новозаветная Пасха – символ дарования вечной жизни, вечного блаженства каждому из людей (св. Иоанн Златоуст).

Как были спасены люди?

В Православном богословии приход Бога в мир людей рассматривается как средство их врачевания от грехопадения, искупления его пагубных последствий.

Человек не был в состоянии самостоятельно преодолеть глубокое отчуждение от Бога, поскольку грехопадение сверху донизу – от духовной до телесной сущности – раскололо его естество. Сохранив в себе как основу своего бытия образ Божий, человек утратил способность осуществления в себе подобия Божьего. Зло – эта смертельная болезнь, поразившая человечество – оказалось фатальным, накапливаясь в мире и ведя его к полной гибели. Теперь же, с возникновением Новой Пасхи, спасение и исцеление погрязших в грехах потомков Адама по существу означало новое сотворение человека. И совершилось оно через подвижническую смерть на кресте Сына Божия, восприявшего в себя во всей полноте психофизическую сущность человека и ставшего «Вторым Адамом», который восстановил в изначальном достоинстве сущность «Первого Адама», т.е. всего человечества. Умерев плотью, Христос умертвил таким образом и всю смертельно больную ветхозаветную человеческую природу. Воскреснув затем во плоти, Он совоскресил к новой жизни и всю натуру человеческую.

Ночь Пасхальная

Поздним вечером люди собираются в празднично украшенном храме слушать чтение Книги Апостольских Деяний, где описаны первые шаги Христовой Церкви по землям Римской Вселенской Экумены.

Ближе к половине двенадцатого ночи слышится звучание последних великопостных мотивов. В воцарившейся вслед за этим глубокой тиши из-за плотно закрытых Царских врат звучит пение:

«Воскресение Твое, Христос-Спаситель, воспевают ангелы на небесах...»

Царские Врата неспешно отверзаются, и из них торжественно выходят священнослужители, уже ожидаемые причетниками, одетыми в стихари красного цвета и сжимающими в руках древки хоругвей. Выносятся большой запрестольный крест, иконы, Евангелие. Во тьму ночи торжественно вступает Крестный ход, сопровождаемый многоголосым пасхальным перезвоном колоколов. Эта процессия символизирует жен-мироносиц, которые, идя в предутренней мгле ко Гробу Спасителя, перед самым входом в гробовую пещеру получили радостную весть о Его Воскресении. В память об этом и православная пасхальная Заутреня начинается на открытом воздухе, вне храма, перед его затворенными дверьми, а архиерей или священник, который возглавляет службу, символизирует ангела, отодвинувшего камень от дверей Гроба Господня.

Пасха

Спустя несколько мгновений, ровно в полночь, знаменующую наступление Дня Светлого Христова Воскресения, звучит пасхальный тропарь, слова которого подхватывают все собравшиеся у храма священнослужители и прихожане:

«Христос воскресе из мертвых,
Смертью смерть поправ,
И пребывающим во гробах
Жизнь даровав!»

Вскоре отворяются церковные врата, и процессия, словно в Царствие Небесное, вступает в сияющий огнями храм. Начинается служба – заутреня, по окончании которой происходит христóсование – этот древнейший обряд пасхального приветствия, когда люди, радостно целуя друг друга, восклицают: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»

Ближе к часу ночи начинается Пасхальная Литургия, продолжающаяся обычно до трех часов пополуночи. А затем людей, вернувшихся в приподнятом настроении из храма, уже ожидает праздничное рóзговенье после предшествующего Пасхе сорокадневного Великого Поста – пиршество, в процессе которого впервые после строжайшего запрета вкушаются освященные скоромные яства.

Пасхальные обычаи и обряды

Церковью с целью как можно более наглядного выражения смысла великого торжества Праздника Пасхи Христовой был введен в употребление и освящен ряд обычаев, коими люди зримо «обряжают» свои переживания и мысли, делая их доступными для окружающих.

Пасха

Церковный Устав, прежде всего, повелевает всем верующим молиться стоя в период вплоть до наступления Праздника Троицы.

В каждый из дней Светлой Седмицы – первой недели Праздника Пасхи Христовой, в храмах происходят такие же богослужения, как и в первый день праздника, в том числе и торжественный крестный ход, совершаемый, правда, уже не перед Литургией, а после нее. Круглые сутки в алтаре остаются распахнутыми Царские и боковые врата: лишь в эти дни верующим дана возможность воочию наблюдать за всеми происходящими в алтаре действиями священнослужителей.

Помимо этого, церковные колокола во все дни и ночи Светлой Седмицы могут радовать сердца и души людей своим малиновым радостным звоном. Звон колоколов разносится далеко по окрестностям в ознаменование победы Божественных сил над древнейшими врагами рода человеческого – смертью и дьяволом.

К числу пасхальных праздничных обрядов относится также благословение и освящение артоса (хлеба-кулича), окрашенных (главным образом, в символизирующий кровь красный цвет) яиц и некоторых других кушаний.


Похожие публикации:

Один день в истории: международный женский день 8 марта
Каждый год 8 марта отмечается международный женский день. Созданная изначально на основе рабочего движения, история женского дня как международного явления тесно связана с забастовками, демонстрациями и даже революцией с всемирно-историческими последствиями. ...

Откуда взялся День святого Валентина?
По мнению некоторых людей, День святого Валентина — это выдумка продавцов цветов. Но кем же был святой Валентин, в честь которого назвали день влюбленных? Является ли этот праздник ненужной традицией или, наоборот, это хорошая возможность признаться в любви своей «половинке»? ...

Любопытство и любознательность. В чем отличие?
Хорошо известно, что с детства, благодаря стремлению к познанию, человек учится понимать мир, открывать для себя новое и получать опыт, который очень важен для жизни и выживания. Однако, говоря о познании, помните, что существуют две его формы. ...

Источники ошибок при сварке
Сварку необходимо изучать. Может пройти много времени, пока ученик будет в состоянии заварить качественный сварной шов. Самые первые хорошие сварные швы обычно являются просто совпадением. Помогает лишь постоянная практика. И в процессе обучения без ошибок не обойтись, но важно верить, что человеку все подвластно, вспомнив пословицу "Не боги горшки обжигают". В нашей статье мы расскажем о наиболее распространенных ош...

Подарки в нашей жизни. Что нельзя дарить и почему?
Праздники – это настоящее украшение нашей жизни. Без них она казалась бы серой, скучной и однообразной. А какой праздник обходится без подарков? Будь то юбилей либо просто день рождения, годовщина свадьбы или Новый год, Рождество или Пасха – в эти и другие знаменательные дни, что называется, сам бог велел радовать наших родных, близких, друзей и коллег памятными презентами. Даже если виновник торжества словно отнеки...

 
Поделиться ссылкой:

Мы в социальных сетях: vk facebook facebook
✉ написать нам

© 2010-2019 «Портал интересных увлечений». При копировании материалов ссылка на портал ВашеХобби.рф обязательна!
Данная информация не должна пониматься как инструкция. Имеются противопоказания. Перед применением обратитесь к квалифицированному специалисту.