Дом и семья

Красота и здоровье

В мире животных

Декоративно-прикладное искусство

Я познаю мир

Загородная жизнь

Охота и Рыбалка



ВашеХобби.рфКамни → Работа с камнем


Камни

Работа с камнем

E-mail
Рубрика: Камни

Обработка камняТот, кто увлекается собиранием камня, знает, как на первых порах быстро пополняется и растет коллекция. Нет ничего удивительного — вначале все камни хороши, и повторения почти не встречаются. Каждая новая находка вызывает восторг. Но проходит время, вместе с опытом повышается требовательность, рост коллекции замедляется, и вот уже быстрее растет не коллекция, а запас камней, для обмена.

В эту пору для любителя уже не составляет труда разрезать образец, уверенно отшлифовать плоскую или выпуклую поверхность и даже изготовить кабошон — обработанный со всех сторон камень выпуклой формы, пригодный и для коллекции и для ювелирных изделий. В этих работах нет строгих правил, предписывающих раз и навсегда установленные приемы, тем не менее в камнерезном деле накоплен богатый опыт, знание хотя бы малой части которого поможет любителю раскрыть в камне заложенную природой красоту. Даже интересный камень, вскрытый и обработанный неумело, не покажет и доли возможного, в то время как опытная рука в бросовом на первый взгляд обломке так выявит рисунок, так подчеркнет форму, что он раскроется во всем своем богатстве.

Как же подойти к камню, как увидеть в неровном куске гальки единственно возможную совершенную форму? Разберем для примера именно такой крайний случай: для коллекции требуется обработать небольшой слабо просвечивающий обломок агата. Он отбит от конца агатовой миндалины и потому имеет только остаток концентрического рисунка, вырождающегося к краю камня. Сразу видно, что срезать выступающую часть и делать плоскую пришлифовку нельзя — будет утрачена самая красивая часть рисунка. Это понятно даже начинающему мастеру, и он принимает решение сделать выпуклую прошлифовку. Именно тут его и подстерегают ошибки. Стремясь сохранить как можно больше камня, он может огранить обломчатую поверхность несколькими произвольно расположенными плоскими гранями, и тогда плавный рисунок камня вступит в противоречие с плоскостями и острыми ребрами огранки. Не заметить этого нельзя, и начинающий камнерез начнет скруглять острые ребра. В итоге получится поверхность, образованная плоскостями и скруглениями. Такой камень будет вызывать чувство незаконченности, а рисунок по-прежнему останется разрушенным.

Ну, а как поступит опытный мастер? Он мысленно представит себе непрерывную плавную поверхность, лежащую под неровной лицевой стороной, и откроет ее, удалив все лишнее. В результате камень приобретает плавную выпуклость, гармонирующую с мягким рисунком. При взгляде на него возникает ощущение красоты и законченности.

Но всегда ли нужна плавная поверхность? Нет, конечно. Для камней чисто прозрачных или прозрачных с включениями, хорошо просвечивающих с неопределенным или незавершенным рисунком больше подходит граненая форма в виде призмы, куба и других многогранников правильной и произвольной формы. Если камень не прозрачный и имеет интересный рисунок со всех сторон, так что непонятно, какую из них выбрать за главную, лучше всего обточить его вкруговую, придав ему плавную выпуклую форму (шара, яйца и т. д.) Некоторые обломки хорошо смотрятся при обточке по цилиндрической или конической поверхности.

Камни, над которыми приходится поломать голову, как правило, оказываются очень хороши. Они создают в коллекции разнообразие, думки в обработке, тем лучше и интереснее коллекция.

Кроме всевозможных пришлифовок, кристаллов и естественных необработанных образцов, интересно коллекционировать камни, выполненные в виде кабошонов. Правда, здесь уже придется основательно потрудиться. Каждый камень должен быть обработан со всех сторон, и не просто, а так, чтобы выявить и наилучшим образом показать его достоинства. Это уже определенная ступень творчества.

Как и из чего получаются самые красивые и оригинальные кабошоны? Хорошим материалом для их изготовления могут послужить, например, небольшие обломки никуда не годной формы, но с красивым рисунком, вырезки из пластин, когда из большой и в целом неинтересной пластины, которую впору выбросить, удается выбрать привлекательный кусочек. Конечно, отличные кабошоны получаются и из доброкачественного исходного материала, но и здесь важно показать его достоинства в наивыгоднейшем ракурсе. Что касается выбора формы, то совершенно не обязательно добиваться, чтобы камень был круглым, овальным или прямоугольным, как это обычно требуется для ювелирных изделий. Часто форма обломка сама подсказывает окончательную форму кабошона. Не всегда нужно делать на коллекционном камне и рундист (поясок, по которому камень крепится в ювелирном изделии) — это требует дополнительной работы, однако надо признать, что с рундистом некоторые камни смотрятся лучше.

Эффектность камня, обработанного в виде кабошона, во многом зависит от его толщины. Делать, например, для коллекции «толстый» кабошон из плотного, непрозрачного камня просто не имеет смысла, он совершенно не производит впечатления, лучше отрезать лишнюю часть и оставить ее для обмена. В малой толщине выигрывают камни с непрозрачным объемным рисунком, заключенным в прозрачную или хорошо просвечивающую основу, такие, как плотные моховые агаты, кварцы, сильно заполненные включениями. Порой встречаются камни, которые вообще красивы лишь в очень тонких пластинках, здесь действует принцип «чем тоньше, тем лучше». Если же камень прозрачный или хорошо просвечивающий с приятной, но слабой окраской, его обязательно нужно обработать так, чтобы он имел большую высоту. Донышко лучше сделать не плоским, а выпуклым или коническим, тогда упавший свет отразится от него и снова выйдет через поверхность. Камень, что называется, «заиграет», окраска его станет ярче и чище.

Широко распространенный агат с концентрическим или плоскополосчатым рисунком — это легко заметить — красив лишь в поперечной плоскости. Поэтому лицевая сторона кабошона должна лежать именно в этой плоскости и к тому же не быть слишком выпуклой. Вообще рисунчатые камни, которым придан плавный контур, получаются очень привлекательными. Причем лучше, если этот контур не составлен из прямых участков, сочетающихся с закруглениями.

Как сделать кабошон быстро, точно и красиво? Работу начинают обычно с оконтурования обломка на планшайбе. Затем решается, какая сторона камня будет верхней и какая нижней; после чего поверхность его плавно скругляется с одновременным доведением заготовки до намеченной толщины. Когда камень приобретает окончательную форму, удаляется разгранка. Если результат работы удовлетворяет мастера, камень окончательно доводится и полируется. Такова общая схема изготовления кабошона произвольной формы.

Кабошон правильной формы из обломка сделать несколько труднее, и здесь, не полагаясь на глазомер, лучше сначала вырезать заготовку в виде пластинки нужной толщины. На нее, по шаблону или от руки, наносится контур будущего изделия, после чего нужно действовать так, как описано в предыдущем случае. Камней, имеющих правильную в плане форму, можно придумать сколько угодно.

Несколько иначе обстоит дело с выбором формы камня в его поперечном сечении. От нее целиком зависит совершенство будущего изделия. По форме поперечного контура камни можно разделить на четыре основные группы.

а. Выпуклые с плоским донышком — собственно кабошоны. Это самая распространенная и технологически простая форма, настолько, что ее свободно получают на станках-автоматах. Любителю такая форма наиболее доступна. Если камень совсем непрозрачен или очень слабо просвечивает, то лучше всего делать из него кабошон с плоским донышком.

б. Двояковыпуклые камни. Выпуклое донышко позволяет сконцентрировать часть прошедшего через камень света и возвратить его обратно. Камень имеет увеличенную толщину. О тех случаях, когда такая форма желательна, говорилось выше.

в. Выпуклые камни с вогнутым донышком. Это самая сложная форма, встречающаяся крайне редко. Так обрабатываются густо-окрашенные прозрачные и просвечивающие камни, для того, чтобы слишком густой цвет не забивал сам себя. В старые времена некоторые ювелиры обрабатывали так густо-окрашенные, крупные гранаты-альмандины и добивались хорошей яркости и игры у, казалось бы, безнадежно «глухих» камней.

г. Выпуклые камни с коническим донышком (шипом). По форме они напоминают камни с фасетчатой огранкой. Суть обработки заключается в том, чтобы добиться максимального отражения попавшего в камень света от внутренней поверхности шипа. Игра света усиливается еще и благодаря спектральному разложению, которое происходит на границе перехода между камнем и воздушной средой. Так обрабатывать лучше всего ограночные камни прозрачные или с небольшими внутренними включениями. Мягкая глубокая игра, которую они приобретают, выгодно отличает их от жестковато-ярких граненых камней. Правда, жесткость фасетчатой огранки заметно снижается, если количество граней увеличивать, и становится совсем незаметной в уникальных огранках с очень большим количеством граней. Гладкая обработка в этом смысле является как бы предельным случаем, ее можно рассматривать как фасетчатую огранку с бесконечным количеством граней.

Из обломков и небольших кусочков можно делать не только кабошоны, но и другие миниатюрные произведения. Для этого нужно научиться резать камень по контуру более сложному, чем прямоугольник или овал, нужно освоить фигурное резание. Тогда можно подобрать подходящий образец и придать ему форму листа, цветка, бабочки и т. д. Очень эффектно выглядит шар, выточенный из слабоокрашенного прозрачного камня. Конечно, сделать его труднее, чем кабошон, но при наличии несложного специального инструмента и знании некоторых правил вполне возможно. Некоторым камням придают форму яйца,. груши или какого-либо другого тела вращения — это тоже эффектно и тоже разнообразит коллекцию.

Таковы некоторые примеры и рекомендации из опыта «умудренных». Понятно, всех случаев они не исчерпывают, практика сталкивает любителей с бесконечным многообразием камней, и общих рецептов просто не существует. Главной опорой для коллекционера всегда должно быть его чутье, от него зависит успех не только в обработке отдельных камней, но и впечатление от всего собрания.

Несколько слов о «лице» коллекции, о том, как ее экспонировать, ибо хорошие камни — это еще не все.

Плохо продуманное размещение нередко сводит на нет эстетический и познавательный эффект, ради которого в конечном счете и создавалась коллекция. Кабошоны, например, нельзя просто располагать на полке вместе с другими, более крупными образцами. Там они будут незаметны, потеряются. Их лучше разложить в плоские коробки с мягкой подложкой и углублениями для каждого камня. Хорошо, если в коробке будет не больше 20—30 камней, тщательно подобранных по размеру, цвету и рисунку так, чтобы они не подавляли, а дополняли друг друга. При такой компоновке каждый камень и вся коробка в целом будут выглядеть очень привлекательно.

На основании опыта многих любителей можно утверждать, что камни на полках около книг и в других «свободных местах» в компании с вазочками, статуэтками и сувенирами не составляют коллекции. Не более удачным оказывается и монотонное выстраивание множества камней — пусть даже хорошо обработанных — на специально отведенных для этого одинаковых книжных полках. Очевидно, для каждой коллекции надо находить какое-то свое художественное решение, чтобы она смотрелась как самостоятельное целое. В поисках могут помочь примеры экспозиций музеев и выставок любителей камня. Чужой опыт здесь не лишнее, хотя понятно, окончательное решение придется принимать самому.


Похожие публикации:

Алмазы - кусочки света
Кто в здравом уме и твёрдой памяти подумает, глядя на кусок угля, что этот кусок весом в килограмм-два может стоить десятки тысяч каких-нибудь валютных единиц. А между тем, это так. Может. И десятки, и сотни, и миллионы. Если бы этот кусок не застрял бы во время геологических игрищ планеты на жалкой глубине в несколько сот метров, а опустился бы где-то километров на сто ниже, туда, где нагрето всё до полутора-двух ты...

Янтарь. Описание и свойства
О происхождении янтаря сложено много легенд. Чем только не предстает в них янтарь — слезами дочерей бога Солнца — Гелиоса; морской пеной, застывшей в солнечных лучах; нефтью, окаменевшей под действием моря; затвердевшим жиром неведомых рыб! Все эти предания несмотря на то, что родились они в разных странах и в разные эпохи, имеют в своей основе нечто общее; они говорят о янтаре как о каком-то застывшем веществе. Наук...

Из истории камнерезной промышленности
Основатель знаменитой Колыванской шлифовальной фабрики — автор проекта, руководитель строительства, а потом и многих уникальных художественных работ, выполненных там,— Филипп Васильевич Стрижков. Это был мастер из народа, умелец, новатор, один из первых на Руси механизаторов камнерезной промышленности. В 1793 году «каменодельный подмастерье» Ф. В. Стрижков подал управляющему алтайского Локтевского завода проект, оза...

Кремень - камень огня и коварства
Кремень, вероятно, был первым камнем, который человек взял себе на службу. С кремнем во многом связана история техники, особенно военной. Ножи и топоры человека каменного века были сделаны из кремня. Наконечники для стрел — тоже из кремня. С помощью кремня древний человек высекал огонь для костра. В течение примерно пяти веков кремень давал искру для порохового заряда в пушках, в солдатских ружьях. Вот уж где он был ...

Изготовление мозаики из камня
Рассмотрим некоторые несложные приемы, которыми можно воспользоваться при изготовлении мозаики из камня. Творчество скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства — это своего рода летопись культуры, запечатленная, как говорят художники, в «материале». Именно поэтому материал, которым пользуется мастер, очень часто определяет не только характер будущего произведения, но и его сохранность и долговечность...

 
Поделиться ссылкой:

Мы в социальных сетях: vk facebook facebook
✉ написать нам

© 2010-2019 «Портал интересных увлечений». При копировании материалов ссылка на портал ВашеХобби.рф обязательна!
Данная информация не должна пониматься как инструкция. Имеются противопоказания. Перед применением обратитесь к квалифицированному специалисту.