Дом и семья

Красота и здоровье

В мире животных

Декоративно-прикладное искусство

Я познаю мир

Загородная жизнь

Охота и Рыбалка



ВашеХобби.рфКамни → Легендарный камень сердолик


Камни

Легендарный камень сердолик

E-mail
Рубрика: Камни

СердоликСердолик относится к самоцветным разностям халцедона, и из них он, пожалуй, самый известный. В нем, по словам академика А. Е. Ферсмана, «все оттенки красного цвета сливаются в полную чудес сказку». Цвет камня может быть розовым, светло-оранжевым, морковно-красным или темно-красным до лилового. Глубокая просвечиваемость и неравномерность окраски придают ему особую прелесть и привлекательность.

Лучший по качеству во всей Европейской части бывшего СССР сердолик встречается в Крыму, на заповедном Карадаге. Здесь одна из бухт так и называется — Сердоликовая. Правда, сердоликов там давно уже нет: разноцветную гальку разобрали на сувениры.

Карадаг очень древний подводный вулкан, его называют минеральной жемчужиной, окаменелой сказкой природы. Все здесь сурово и величественно.

Черные и оранжево-красные от лишайников отвесные скалы поднимаются прямо из воды к небу. Смятые в складки вулканические породы нависают над морем, образуя уютные бухты. Здесь можно увидеть застывшие потоки лав, небольшие вулканические кратеры — некки, скопления вулканических бомб и пепла, извивающиеся змеями жилы, полные разнообразных минералов. С 1963 года Карадаг объявлен памятником природы, и добыча камней здесь запрещена законом. С болью приходится отметить, что уже немалая часть минеральных сокровищ вулкана — жилы кальцитов, яшм, цеолитов, халцедонов — варварски разрушена «любителями» геологии.

К счастью, сердоликовые жилы на Карадаге располагаются на труднодоступных береговых утесах или запрятаны под каменным чехлом осыпей.

«Ты открылся. Сезам,
Распахнулся, как крик —
У меня задрожала ладонь:
Я не верю глазам,
Я нашел сердолик,
Я смотрю на прозрачный огонь.
В нем читается вновь
Сквозь молочную муть.
Где прожилки и пятна внутри.
Чей-то пламенный путь.
Чья-то жаркая кровь.
Словно отблеск застывшей зари...»

Л. Кондрашенко.

В вулканических породах довольно часто встречаются миндалины — округлые вытянутые тела, по форме похожие на ядро миндального ореха, образовавшиеся в застывшей вулканической лаве. Первоначально это были пустоты на месте газовых пузырей. Потом в слепки этих пузырей (их размеры от 3 до 25 сантиметров в поперечнике) проникали пульсирующие горячие перенасыщенные кремнеземом растворы. В пустотах равномерно концентрическими слоями отлагались и застывали выделения халцедона. Если сделать поперечный разрез миндалины, четко видно, как концентрическими слоями от периферии к центру полости отлагались слои разной толщины, разной окраски, разной прозрачности. Видны каналы, один или несколько, по которым проникали в пустоту кремнеземистые растворы.

Так образуются агаты, и вот почему они бывают полосатыми. В литературе же агат стал синонимом черного цвета, нередко встречаются такие выражения: «черные, как агат, глаза», «печатка из черного агата». Это не совсем правильно. Черного агата не бывает, есть агаты, в которых черные полоски чередуются с темно-серыми, или с белыми, или с красными.

Иногда в миндалинах образуется сердоликовый оникс — чередующиеся слои халцедона красной или красно-желтой и молочно-белой окраски. Сердоликовые прожилки попадаются среди пестроцветных халцедонолитовых («яшмовых») жил прибрежных карадагских хребтов.

С сердоликом связано удивительно много сказаний, преданий и просто вымыслов. Этот камень-самоцвет часто нарекают яркими эпитетами — волшебный, таинственный, магический, сказочный, камень истины, любви и т. д.

Вера в магическую силу сердолика уходит в глубь веков. В гробнице Тутанхамона (XIV век до н. э.) среди украшений и массы ритуальных предметов была найдена голова змеи, вырезанная из сердолика. Вероятно, это был талисман от ползучих гадов. На другом сердолике вырезано изображение птицы-феникс и солнечный диск — эмблема воскрешения.

Сердолик благодаря тому, что он окрашен в теплые красные и оранжевые тона, древние считали близким Солнцу и приписывали камню способность оберегать людей от болезней, даровать им счастье и покой. Этот красноватый самоцвет с самых древних времен был одинаково любим и в Египте, и на Ближнем Востоке, и на Кавказе, и в Крыму. В могильниках бронзового века в Самтавро, близ Мцхеты — древнего грузинского города, были найдены ожерелья из сургучно-красного сердолика, принадлежащие мужчинам, а из нежно-розового — женщинам. Древние арабы вырезали на сердолике астрологические знаки, короткую молитву, а турки, персы и славяне — свое имя. Такой резной камень с просверленным насквозь отверстием носили на запястье, на поясе или вставляли в перстень.

Долго держалось поверье, что сердолик повышает настроение его владельца, обостряет ум, отводит злых духов, болезни и всяческие невзгоды, охраняет от заклинаний и колдовства, утихомиривает гнев. В древних книгах о камнях (лапидариях) говорится, что камень румяно-красного теплого тона придает бесстрашие и красноречие, защищает от завистников. Там же можно прочитать о том, что сердолик спасает от землетрясений, ибо «никакой человек, носящий его, не был найден в обвалившемся доме или под упавшей стеной».

Сердолик

На Руси издавна знали сердолик под названием сард, или сардий, и любили его. Считалось, что лучший камень тот, который бывает «черно-красен, а при проходящем сквозь него свете — светел и огнен, как гранат».

Красный камень всегда считался любовным талисманом. Чтобы усилить красные тона сердолика, восточные ювелиры долго прогревали его на солнце или осторожно прокаливали на углях в печи.

Ювелиры Киевской Руси использовали сердолик для украшений окладов икон, крестов, панагий, митр. В Музее исторических драгоценностей Украины хранится крест архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля, с именем которого связано создание учебника истории «Синопсиса». Крест украшен аметистом, гранатом, горным хрусталем и четырьмя крупными сердоликами. Здесь же представлена крупная, тонкого художественного исполнения сердоликовая печать последнего гетмана Украины К. Разумовского.

Интересны этимологические истоки слова «сердолик». В трактате, написанном критским епископом Епифанием (IV век н. э.) «О двенадцати камнях на ризе первосвященника Аарона», сообщается, что «камень потому назван сардионом, что вид его красен, подобно мясу сушеной рыбы сардины. Этот камень весьма блестящ и имеет лечебную силу: врачи им лечат опухоли и раны, полученные от меча». Название рыбы сардины (итальянское — сарделла, греческое — сардена) связано с островом Сардиния.

Впрочем, название камня можно объяснить и иначе, связав с городом Сардис — столицей древнего государства Лидии. Этот город располагался на пересечении торговых путей из Индии, Европы и Египта. Отсюда и мог расходиться по свету красный самоцвет из Сардиса под названием сардер, сердолик. Позднее, в средневековье, этот камень именовали карнеолом (от латинского «карнеус» — мясной), то есть имеющий цвет сырого мяса.

Из сердолика и сердоликового оникса еще в очень давние времена выделывали геммы — резные камни: с выпуклым рисунком — камеи, с углубленным (печатки) — интальо.

Известно, что у Пушкина было два перстня с сердоликами. Один из них печатка, перстень-талисман удивительной судьбы.

Отпечаток перстня-талисмана А. С. Пушкина

Отпечаток перстня-талисмана А. С. Пушкина.

Когда Пушкин отправлялся из Одессы в ссылку в «далекий северный уезд», в село Михайловское, графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова на даче Рено, что в двух верстах от Одессы, «в сладкий час вечерней мглы» подарила влюбленному в нее поэту перстень-талисман. И точно такой же перстень-близнец остался у нее. В России в то время было повальное увлечение талисманами.

В 1825 году Пушкин написал такие строки:

Храни меня, мой талисман.
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
...
Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Письма, которые Пушкин получал в Михайловском от Воронцовой, были запечатаны сургучом с отпечатком камня-интальо, таким же, как в его перстне. После новой встречи с Воронцовой в Петербурге в ноябре 1827 года Пушкин написал известное стихотворение «Талисман». На листках черновика поэт поставил пять оттисков сердоликового перстня. Еще восемь лет спустя Пушкин на одном из черновиков нарисовал заветный перстень на указательном пальце левой руки. Поэт носил его и на большом пальце правой руки. Это видно по известному портрету Пушкина, написанному в 1827 году В. А. Тропининым.

В пушкинский перстень был вправлен восьмиугольный сердолик с вырезанной сокращенной надписью на древнееврейском языке: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память». Стиль надписи, по мнению некоторых специалистов, указывает на крымско-караимское происхождение перстня. Надпись на камне, возможно, сделана в Чуфут-Кале в Крыму. Сердолик скорее всего не местный, а с Ближнего Востока.

Пушкин не знал, что означает «магическая» надпись на его сердолике, где «слова святые начертала» безвестная рука.

Поэт всю жизнь не расставался со своим талисманом. Был он у него на руке и во время роковой дуэли.

В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган
Головы твоей, мой милый.
Не спасет мой талисман.

В фондах Всесоюзного музея А. С. Пушкина хранится записка И. С. Тургенева: «Перстень этот был подарен Пушкину в Одессе княгиней Воронцовой. Он носил почти постоянно этот перстень (по поводу которого написал свое стихотворение «Талисман») и подарил его на смертном одре поэту Жуковскому. От Жуковского перстень перешел к его сыну, Павлу Васильевичу, который подарил его мне. Иван Тургенев. Париж. Август 1880».

Сохранились еще и такие данные. В. Б. Пасек встречался с И. С. Тургеневым и так записал его слова: «Я очень горжусь обладанием пушкинского перстня и придаю ему, так же, как и Пушкин, большое значение. После моей смерти я бы желал, чтобы этот перстень был передан графу Льву Николаевичу Толстому как высшему представителю русской современной литературы, с тем, чтобы, когда настанет и «его час», граф Толстой передал бы мой перстень, по своему выбору, достойнейшему последователю пушкинских традиций между новейшими писателями».

После смерти Тургенева Полина Виардо передала пушкинский перстень музею Александровского лицея. К сожалению, в марте 1917 года перстень был похищен вместе с другими вещами из музея. Украденные вещи вскоре нашли. Все, кроме пушкинского перстня-талисмана.

И сейчас в собрании Всесоюзного музея А. С. Пушкина можно увидеть слепки и отпечатки на сургуче сердоликового перстня и пустой сафьяновый футляр от него. Были сообщения о том, что след перстня-талисмана будто бы недавно отыскался в Италии. Но так ли это? И потом ведь было два подобных перстня с резным сердоликом, второй оставался у графини Воронцовой...

Сегодня сердолику не приписываются какие-либо особые свойства, в том числе и лечебные. И тем не менее этот халцедоновый самоцвет волшебно прекрасен, всегда в моде и всегда любим. Его приятно трогать, на него радостно смотреть. Красивые камни, как цветы, поднимают настроение, приносят праздник, и только в этом их «жар целебный».

Кандидат геолого-минералогических наук В. Супрычев.


Похожие публикации:

Алмазы - кусочки света
Кто в здравом уме и твёрдой памяти подумает, глядя на кусок угля, что этот кусок весом в килограмм-два может стоить десятки тысяч каких-нибудь валютных единиц. А между тем, это так. Может. И десятки, и сотни, и миллионы. Если бы этот кусок не застрял бы во время геологических игрищ планеты на жалкой глубине в несколько сот метров, а опустился бы где-то километров на сто ниже, туда, где нагрето всё до полутора-двух ты...

Янтарь. Описание и свойства
О происхождении янтаря сложено много легенд. Чем только не предстает в них янтарь — слезами дочерей бога Солнца — Гелиоса; морской пеной, застывшей в солнечных лучах; нефтью, окаменевшей под действием моря; затвердевшим жиром неведомых рыб! Все эти предания несмотря на то, что родились они в разных странах и в разные эпохи, имеют в своей основе нечто общее; они говорят о янтаре как о каком-то застывшем веществе. Наук...

Из истории камнерезной промышленности
Основатель знаменитой Колыванской шлифовальной фабрики — автор проекта, руководитель строительства, а потом и многих уникальных художественных работ, выполненных там,— Филипп Васильевич Стрижков. Это был мастер из народа, умелец, новатор, один из первых на Руси механизаторов камнерезной промышленности. В 1793 году «каменодельный подмастерье» Ф. В. Стрижков подал управляющему алтайского Локтевского завода проект, оза...

Кремень - камень огня и коварства
Кремень, вероятно, был первым камнем, который человек взял себе на службу. С кремнем во многом связана история техники, особенно военной. Ножи и топоры человека каменного века были сделаны из кремня. Наконечники для стрел — тоже из кремня. С помощью кремня древний человек высекал огонь для костра. В течение примерно пяти веков кремень давал искру для порохового заряда в пушках, в солдатских ружьях. Вот уж где он был ...

Изготовление мозаики из камня
Рассмотрим некоторые несложные приемы, которыми можно воспользоваться при изготовлении мозаики из камня. Творчество скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства — это своего рода летопись культуры, запечатленная, как говорят художники, в «материале». Именно поэтому материал, которым пользуется мастер, очень часто определяет не только характер будущего произведения, но и его сохранность и долговечность...

 
Поделиться ссылкой:

Мы в социальных сетях: vk
✉ написать нам

© 2010-2024 «Портал интересных увлечений». При копировании материалов ссылка на портал ВашеХобби.рф обязательна!
Данная информация не должна пониматься как инструкция. Имеются противопоказания. Перед применением обратитесь к квалифицированному специалисту.