Дом и семья

Красота и здоровье

В мире животных

Декоративно-прикладное искусство

Я познаю мир

Загородная жизнь

Охота и Рыбалка



ВашеХобби.рфМузеи мира → Музей армии в Париже


Музеи мира

Музей армии в Париже

Рубрика: Музеи мира

Музей армии в ПарижеИзвестная фраза о том, что «Париж — город музеев», лучше всего подходит для этого великолепного центра мировой культуры. Один лишь взгляд на музейную карту, дающую заметную суммарную погрешность при посещении музеев Парижа, сообщит о примерно 70 музеях и культурных достопримечательностях в столице Франции и ее ближайших пригородах.

Это и знаменитый Лувр, и воспетый в одноименном романе В. Гюго Собор Парижской Богоматери, и Музей д'Орсе, и Собор Сен-Дени, и Фонтенбло, и Версаль, и многие десятки других не менее прекрасных исторических, историко-технических и художественных собраний, рассказывающих о процессе развития французской и в целом – мировой культуры во всех ее проявлениях.

Для тех, кто небезразличен к военной истории, причем в масштабах не только Франции, а Европы и даже всей планеты, разумеется, окажется привлекательным посещение знаменитого Музея Армии (Musée de l'armée).

Музей размещен в овеянном многовековыми ветрами событий историко-архитектурном комплексе, называемом Домом Инвалидов, большую часть залов которого он как раз и использует для экспозиций.

Музей армии в Париже

Музей Армии является одной из самых обширных военно-исторических коллекций в мире. Музей был создан в 1871 году, вслед за поражением монархической Франции во франко-прусской войне и провозглашением Третьей республики, в построенном еще по воле «Короля-Солнце» Людовика XIV (Louis XIV) монументальном здании Дома Инвалидов (Hôtel des Invalides), первоначально используемом в качестве госпиталя и пристанища для воинов-инвалидов, и назывался тогда Музеем артиллерии (Musée de l'artillerie) (под термином «артиллерия» (artillerie) в те времена подразумевали все, что относилось к оружию).

Музей армии в Париже

В 1896 году здесь же был образован и Музей истории армии (Musée historique de l'Armée). Позднее, в 1905 году, он был объединен с экспозицией музея артиллерии, в результате чего и образовался современный музей, носящий с тех пор официальное свое название Музей армии.

Ныне в нем позиционируется более полумиллиона 500 000 экспонатов, включающих стрелковое оружие, старинные доспехи, униформу, артиллерийские орудия, эмблемы и полотна, уникальные коллекции игрушечных солдатиков и множество других экспонатов, выставленных в обширных залах общей площадью свыше 12 000 м². Регулярные коллекции сформированы по историческим периодам, обеспечивая как бы виртуальное путешествие во времени, с древних времен до периода завершения Второй мировой войны.

Музей армии в Париже

Музей армии в Париже

Территориально нынешняя экспозиция Музея находится в трех строениях, которые условно обозначены в виде Южного, Западного и Восточного порталов.

Если двигаться от Собора Инвалидов по расположению комплекса к реке Сене, то слева будет Южный портал, в котором на его нескольких этажах представлена экспозиция, посвященная знаменитому генералу де Голлю и боям во Второй мировой войне возглавляемых им героических частей французского Сопротивления, боровшихся за Свободную Францию, а также боевым операциям союзников (в том числе и на советско-германском участке войны).

Западный портал содержит четыре экспозиции, представляющие героические и одновременно трагические события Первой мировой войны 1914—1918 гг., разнообразное оружие и доспехи, начиная с древнейших веков до XVII века включительно, а также раздел, представляющий историю развития артиллерии.

Музей армии в Париже

Музей армии в Париже

Музей армии в Париже

Музей армии в Париже

Музей армии в Париже

Музей армии в Париже

Музей армии в Париже

Галерея, посвященная 1914—1918 годам, располагается на верхних этажах. В этой экспозиции показаны документы, форменная одежда солдат и офицеров из армий воевавших тогда держав, «живые» образцы и модели военной техники тех лет, экземпляры стрелкового оружия, вещи из оснащения воинов французской армии, а также армий как ее союзников, так и противостоявших вооруженных сил Центральных держав. Также размещены тридцать точно выполненных в натуральный рост манекенов солдат и офицеров, которые одеты в полевые униформы, применяемые во времена Первой Мировой.

Рядом с входом – германский солдат в характерной униформе цвета «фельдграу», дополненной полной выкладкой, весящей 26 килограммов, включая винтовку Маузер (образец 1898 года), и в германской каске с шишаком, покрытой защитной материей. Впечатление такое, что еще мгновение, и германец двинется по дорогам Бельгии так, как это происходило в августе 1914 года и заведет под губную гармошку свою «Вахту на Рейне».

Рядом, через дверной проем, находится манекен французского пехотинца, одетый в красные военные рейтузы, синюю шинель и синее кепи, держащий винтовку марки Лебель. Именно в этом красочном облачении французская армия вступила в Первую мировую, правда, в скором времени германские пулеметчики и снайперы принудили бравых солдат заменить его на более незаметную серо-голубую униформу и одеть на голову каски.

Раздел, освещающий участие России в войне, экспонирует схемы, тогдашние подлинные карты и фотографии с места боевых действий на Русско-Германском фронте. Рядом – манекены, одетые в форму русского офицера, казака и русского легионера, которые воевали на Западном фронте, входя в состав французской армии (манекен легионера одет в форму, похожую по покрою на французскую, но окрашенную в защитный зеленый цвет).

Около русских солдат находится манекен английского пехотинца, на котором – униформа цвета хаки и ботинки с обмотками, а также его соратники — рядовой шотландского полка Его Величества, одетый в традиционную юбку-кийт, фигура индийского стрелка с винтовкой Ли-Энфильд и легендарный сенегальский стрелок из числа тех, что наводили ужас на немцев.

Напротив находится морской французский пехотинец, сражавшийся в Галиполии с турками. Ухмыляются хитро в усы лица сербских, румынских и греческих солдат, рядом с ними также расположились их противники – турки и болгары. В секции, посвященной Итальянскому фронту, плечом к плечу – австрийский пехотинец в форме как у Бравого солдата Швейка и итальянский солдат. Замыкает эту колонну американский пехотинец, наряженный в шляпу-панаму, крепкие ботинки на толстой подошве и гамаши.

Образцы боевой техники представлены множеством моделей: французские и британские танки FT-17, Mk.IV, «Сен-Шамон» и «Уиппит», французские и британские самолеты, артиллерийские орудия и т.д. Если есть желание, можно рассмотреть поближе сохранившийся до нашего времени «живой» танк Рено FT-17 с 37-мм пушкой, стоящий в галерее восточного крыла.

Музей Армии, Париж

Музей Армии, Париж

Музей Армии, Париж

Музей Армии, Париж

Музей Армии, Париж

Музей Армии, Париж

Музей Армии, Париж

Музей Армии, Париж

Там же, но у западного крыла галереи, можно посмотреть сохранившиеся реликвии Первой мировой — знаменитые «Марнские такси» – реквизированные у гражданского населения легковые автомобили-такси, на которых в ходе битвы на Марне французское командование смогло в короткий срок передислоцировать из-под Парижа на линию фронта около 6000 солдат, с колес атаковавших немцев и этим спасших положение в наиболее критический момент кровавого сражения.

Марнские такси

Этажом выше, как раз над FТ-17 и «Марнским такси», находятся фуры и повозки, использовавшиеся во французской армии, а также образец стандартной дивизионной 75-мм пушки, основного орудия французской артиллерии в период начала Мировой войны. Продвигаясь дальше по экспозиции событий войны 1914—1918 годов, можно видеть ряд ручных пулеметов марки Гочкис, минометов, винтовок различных систем, противогазов французского образца и т.д. — все эти материальные предметы, которые иллюстрируют позиционную войну, пришедшую на смену периоду непродолжительных маневренных действий. Армии обеих враждующих сторон закопались в землю, защитились бетоном и рядами колючей проволоки и в течение долгих четырех лет планомерно уничтожали друг друга без заметных изменений в ходе военных действий.

Незабываемо впечатление, производимое оформлением стенда, который посвящен «Верденской мясорубке». Попавший сюда прямо с поля боя и находящийся под стеклом вместе с грунтом экземпляр французского солдатского мундира голубого цвета, насквозь пробитый пулями и осколками, с выцветшими буроватыми пятнами крови, втоптан в верденский песок и грязь, а позади, как фон, вид панорамы Верденского сражения. По соседству представлено личное оружие, вещи командующих из французской и союзнических армий, тогдашние фронтовые топографические карты, коллекция фотографий, художественные батальные полотна, иллюстрирующие Верденский период в Великой войне на Западном фронте. Подобные же экспозиции наглядно иллюстрируют каждый более-менее значимый этап войны 1914—1918 годов.

Нижний этаж в левой части Западного портала отдан под выставку, представляющую средневековое западноевропейское оружие и доспехи. Осмотр открывается с зала короля Франциска I, в котором представлены образцы рыцарских доспехов и оружия середины XIV столетия, в основном - германской работы, в их числе настоящие доспехи короля Франциска I, доспехи, принадлежавшие его сыну-дофину, будущему королю Генриху II.

Экспозиция продолжается залом Генриха IV, в котором представлены экземпляры холодного оружия и доспехов XV — XVII веков, все – германской или итальянской работы. В музейных витринах – доспехи, принадлежавшие Максимилиану II, Джулиану Медичи, Фердинанду I и полудоспехи самого Людовика XIII (итальянская и французская работа).

В разделах Пауля и Людовика XIII выставлены первые образцы старинного огнестрельного ручного оружия, в том числе первых ружей и пистолетов с курковыми колесными системами, а также набор огнестрельного оружия, входившего в личное коллекционное собрание Людовика XIII.

Музей армии в Париже

Музей армии в Париже

Музей армии в Париже

Музей армии в Париже

В Арсенальной галерее воссоздана атмосфера, царящая в средневековом арсенале. Образцы ружей, холодного оружия различных эпох и стран расположены так, как они сохранялись в помещениях реальных средневековых арсеналов. В заключение осмотра, в Восточной комнате, посетители могут видеть образцы оружия и доспехов Японии XVII века и Китая XVIII века. Освещение в этих залах – специально полуприглушенное, для того, чтобы сохранить ценнейшие экспонаты.

В правом крыле Западного портала - Артиллерийский раздел Музея. Экспозиция включает два сектора. Первый сектор – выставка образцов орудий от средневековья до артиллерии конца XIX века французского производства и производства других европейских стран. Во втором секторе представлено роскошное собрание моделей – копий, изображающих старинные орудия, датируемые концом XVI века. Внутренний двор выделен для тяжелых орудий различных систем: пушек, гаубиц, мортир, старинных карронад и бомбард.

Правая часть Восточного портала на первом этаже в зале Тюрена содержит раздел музейной эмблематики, состоящей из знамен, штандартов и вымпелов почти всех полков от эпохи Людовика XIV и до XX века. Левая часть портала, в зале Вобана содержит экспозицию истории горных французских войск с 1803 по 1939 годы. Здесь же находится выставка личного оружия французских солдат с 1680 года и до наших дней.

В центре зала, иллюстрирующего историю французской кавалерии, – восседающие на лошадях конные манекены французских кавалеристов. Представлены фигуры кирасир, драгун, уланов и гусар Наполеона. Манекены другой группы кирасир и драгун облачены в форму начала XX века, в которой они мчались на германские пулеметы, усеивая своими телами обширные просторы Лотарингии.

Музей Армии

Музей Армии

В залах Старой монархии – история французских войск (Тридцатилетняя война, битвы Людовика XIV, войны XVIII века). Здесь – манекены в формах того периода, картины, холодное и огнестрельное оружие французской армии, пруссаков, англичан и австрийцев.

Большой раздел в 20 залах отражает Великую французскую революцию и эпоху Наполеона I. Каждое сражение армии Республики, Первой империи показано в отдельной комнате. Исторические кампании в Египте и Италии, исторические битвы войск императорской армии под Иеной и Аустерлицем, разгром Пруссии и Австрии, поход в Россию 1812 года и сражение под Бородино, вся Испанская эпопея, события «Битвы народов» при Лейпциге и битва под Парижем и, в заключение, трагедия Ватерлоо — все это экспонировано на многих десятках стендов, показывающих путь французских войск от серии потрясающих побед к их окончательному поражению и даже разгрому.

Пестрое облачение солдат республики сменяется элегантными униформами, в которые одевалась императорская старая и новая гвардия, польские легионеры и уланы, конные егеря и линейные пехотинцы. Они чередуются с коллекциями оружия, документов и картин. В числе экспонатов представлены сюртук и походная шляпа Наполеона I. Реконструирован вид походной палатки императора, а также комнаты и кровати, на которой великий император умер на острове Святой Елены.

На следующем этаже представлена выставка, показывающая французскую армию в период Реставрации и последовавшей Июльской монархии. Она отражает малоизвестные события завоевательных экспедиций французской армии в Северной Африке (колонизация Алжира).

В отдельном большом зале представлена армия Второй империи Наполеона III. Ее боевой путь иллюстрируют материалы по Крымской войне. Экспонируются первые фотографии из истории войн с театров военных действий, образцы оружия, обмундирования и снаряжения войск коалиции Англии, Франции, Турции и Сардинии и их противника – армии России. Отдельные стенды демонстрируют материалы, иллюстрирующие войну с Австрией, военные экспедиции в Мексику и Китай. В завершение экспозиции – материалы Франко-Прусской войны, оказавшейся одной из причин крушения Второй империи. Она во многом определила старт Европы к грядущей Первой мировой войне.

На последнем этаже Восточного портала находятся материалы, демонстрирующие развитие фортификационной науки во французской армии. Отдельный зал изображает на макетах планы наиболее известных в военной истории Франции сражений с условной диспозицией сил противоборствующих сторон. Искусные макеты прекрасно электрифицированы и позволяют на них реально проиграть ход того или иного сражения.

Адрес музея: 129 rue de Grenelle, 75007 Paris

См. также:


Похожие публикации:

Дача Сталина в Сочи
Существуют места, которые мы посещаем не ради удовольствия и наслаждения. Тем не менее, они интересны, потому что там мы можем задуматься и войти в контакт с историей. Дача Сталина или Летняя резиденция в Сочи — одно из таких мест. Иосиф Сталин — противоречивая фигура в российской истории. С одной стороны — большой прогресс страны, с другой стороны — репрессии и политическая чистка. Споры по поводу этого историческог...

Музей баварских королей: по следам Виттельсбахов
Приблизительно в четырех километрах от баварского города Фюссен (нем. Füßen), у подножия замков Нойшванштайн и Хоэншвангау, посетители Музея баварских королей могут погрузиться в мир династии Виттельсбахов. Постоянная экспозиция музея посвящена не только «сказочному королю» Людвигу II и мифам о нем. ...

Версаль: великое наследие эпохи королей
Версаль, величественный памятник архитектуры XVII века, безо всякого преувеличения можно отнести к главным достопримечательностям Франции. В стране давно не правят монархи, но этот дворцово-парковый комплекс, раскинувшийся в 13 км юго-западнее Парижа – словно отдельное королевство. Он и сейчас покоряет своей красотой и великолепием. Это и не удивительно: больше ста лет, с 1682 по 1789 годы, Версаль был ведущей рез...

Мышкинский народный музей. Музей Мыши
В России находится единственный и знаменитый во всём мире музей Мыши. Расположен он в городе с одноимённым названием Мышкин, что в Ярославской области. Символ города, увековеченный на старинном гербе – Мышка, и ей в музее посвящено более пяти тысячи экспонатов. Музей уникален тем, что занесён в книгу «Диво» - это аналог Книги рекордов Гиннеса. ...

 
Поделиться ссылкой:

Мы в социальных сетях: vk facebook facebook
✉ написать нам

© 2010-2019 «Портал интересных увлечений». При копировании материалов ссылка на портал ВашеХобби.рф обязательна!
Данная информация не должна пониматься как инструкция. Имеются противопоказания. Перед применением обратитесь к квалифицированному специалисту.